Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2013 года N 1872


О реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан


__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 24 апреля 2015 года N 1420

__________________________


Заслушав и обсудив информацию начальника управления здравоохранения администрации г. Хабаровска о реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан, коллегия отмечает приоритет вопросов сохранения и укрепления здоровья граждан в государственной политике Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами всех ветвей власти, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В настоящее время право граждан на охрану здоровья закреплено в ряде федеральных законов, которые имеют прямое отношение к исполнению полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В исполнении муниципальных полномочий, закрепленных этими законами, непосредственное участие принимают такие отрасли как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды и природных ресурсов, охрана труда, торговля, питание и бытовое обслуживание, а в части отдельных направлений - все отрасли городского хозяйства.

Исполнение функций по охране здоровья, возложенных федеральными законами на муниципалитет, связано, прежде всего, с созданием условий для сохранения здоровья населения. В этом направлении в г. Хабаровске ведется большая целенаправленная работа: созданы условия для массовых занятий физической культурой и спортом, сохранения здоровья детей в школах, реализуется комплекс мер по улучшению экологической ситуации в городе, духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Сегодня в городе имеется 820 спортивных сооружений, построены современные спортивные залы и стадионы, во всех округах открыты бассейны и спортивные площадки. В«2б12 году в округах города для разных групп населения проведено более 80$ спортивных мероприятий с охватом более 70 тысяч человек.

Как итог за три года доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 15% до 26,4%.

Реализация мероприятий программы «Развитие озеленения территории г.Хабаровска на 2012-2020 годы» позволила создать дополнительные зеленые зоны для активного отдыха горожан. Эффективно реализуется программа «Улучшение экологического состояния г. Хабаровска на 2011-2015 годы».

В рамках программы «Развитие системы питания учащихся общеобразовательных учреждений города Хабаровска на 2011-2013 годы» в муниципальных школах города создана система организации питания учащихся, ориентированная на охрану здоровья детей и подростков. В результате принятых мер в течение последних трех лет охват горячим питанием учащихся увеличился до 85%.

Большая работа выполняется руководителями учреждений и предприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями города. Ежегодно более 20 тысяч хабаровчан, работающих в учреждениях и на предприятиях, проходят диспансерные медицинские осмотры, вакцинируются против гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций. В центрах здоровья профилактическое обследование и консультирование ежегодно проходят более 12 тысяч человек.

Результаты межсекторального целенаправленного подхода к сохранению здоровья жителей города позволили изменить негативные тенденции в показателях здоровья населения.

К 2012 году в г. Хабаровске общая смертность снизилась с 15,5 в 2005 году до 12,7 на 100 тысяч населения. В структуре общей смертности на 29% уменьшилась доля населения трудоспособного возраста (с 927,9 в 2005 году до 658,4 в 2011 году). В результате достигнут прирост ожидаемой продолжительности жизни жителей города на 3,4 года (с 63,9 года в 2005 году до 68,4 года в 2011 году).

В то же время смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний в г. Хабаровске, как в Хабаровском крае и России целом, превышает аналогичный показатель в странах Организации экономического сотрудничества и развития Европейского союза (ОСЭР) в три раза. В 2012 году смертность от болезней кровообращения в г. Хабаровске составила 752,7 на 100 тысяч населения, в Хабаровском крае - 775,9 на 100 тысяч населения, в Российской Федерации 753 на 100 тысяч населения (в странах ОСЭР - 265,9 на 100 тысяч населения), а продолжительность жизни населения города в среднем на 10 лет меньше, чем в европейских странах.

Учитывая общемировой опыт стран с высокими показателями здоровья населения, в Российской Федерации на государственном уровне законодательно закреплено смещение приоритетов от лечения заболеваний к их предотвращению и поддержанию здоровья. Президентом Российской Федерации в мае 2012 года подписаны указы N 598 и 606, которые определяют целевые ориентиры в здоровье населения до 2018 года, основными из которых являются увеличение продолжительности жизни населения (до 74 лет) и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний до 649,4 на 100 тысяч населения.

Обязанность по реализации программ по сохранению и укреплению здоровья населения действующим законодательством отнесена к региональному и муниципальному уровню власти. Органы местного самоуправления получили прямые полномочия, связанные с пропагандой и санитарно-гигиеническим просвещением в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Анализ проблемы низкой продолжительности жизни указывает на то, что повлиять на снижение смертности жизни можно двумя путями: снизить летальность от так называемых «управляемых» заболеваний и уменьшить число новых случаев таких болезней путем снижения распространенности факторов риска (курение, гиподинамия, нерациональное питание и др.).

Табакокурением в России охвачено 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Рост числа курильщиков в нашей стране происходит с темпом 1,5-2% в год в основном за счет женщин и подростков. В развитых странах, где продолжительность жизни населения составляет около 80 лет, распространенность курения составляет от 15% до 18%.Доля курящих мужчин в России - одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах Европы. В г. Хабаровске распространенность курения среди населения не отличается от показателей по России в целом.

Анализ показателей здоровья населения г. Хабаровска и результатов работы отдельных структурных подразделений администрации города в сфере охраны здоровья населения города наряду с полученными положительными результатами позволил высветить ряд проблем.

В городе отсутствует общая концепция работы по формированию здорового образа жизни населения, уровень взаимодействия структур администрации города, промышленного, предпринимательского и общественного секторов в вопросах охраны здоровья является недостаточным.

Объем пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации составляет от 0,1 до 2% от общей доли вещания, что не обеспечивает необходимого уровня знаний населения по профилактике заболеваний.

Указанные факторы сказываются на низкой приверженности населения г. Хабаровска к ведению здорового образа жизни. Доля лиц, ведущих здоровый образ жизни, составляет лишь 7,3%, достаточный уровень физической активности имеют только 26,34%, курят 39% хабаровчан.

Особенно важной является проблема здоровья подрастающего поколения. Только 13,4% школьников являются практически здоровыми, высокий показатель детей, имеющих ограничения для занятий физкультурой в школе (23%); преимущественное формирование пристрастия к табакокурению происходит в юном и молодом возрасте (51% лиц начал курить в возрасте до 18 лет и 31% - в возрасте от 18 до 23 лет).

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования организационных мероприятий по реализации муниципальных полномочий в сфере охраны здоровья администрация города

постановляет:

1. Осуществлять деятельность по охране здоровья населения и формированию здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия.

2. Считать приоритетными для проведения комплекса мер по формированию здорового образа жизни следующие целевые группы: школьники и дошкольники, учащаяся молодежь, работающее население.

3. Утвердить:

3.1. Концепцию формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в городе Хабаровске на 2013-2018 годы согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

3.2. Типовой план работы муниципальных учреждений и предприятий города Хабаровска по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни (далее - Типовой план) согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

4. Заместителям Мэра города и руководителям структурных подразделений администрации г.Хабаровска Сергейчуку С.В., Ганичеву Д.С., Сабитовой Л.Г., Муравьеву И.А., Слободенюку А.В., Гроо О.Я., Демину Е.А., Тен Ольге Яковлевне, Нецелевой Н.В., Паршину В.Г., Стоякиной М.В., Шапиро И.А., Котелевскому Б.Ф., Андрюшину А.А.:

4.1. Ежегодно в срок до 1 декабря разрабатывать план мероприятий по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни.

4.2. В срок до 30.06.2013 провести работу с руководителями подведомственных муниципальных учреждений и предприятий г. Хабаровска по разработке ежегодных планов по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни согласно Типовому плану (приложение N 2 к настоящему постановлению).

4.3. В период до 31.12.2013 ежемесячно в срок до 5-го числа месяца представлять сведения о количестве подведомственных муниципальных учреждений и предприятий, разработавших планы работы по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни.

4.4. В срок до 15.06.2013 провести работу с подведомственными муниципальными учреждениями и предприятиями по участию в городском конкурсе «Премия здоровья» и представить информацию о планируемом числе участников.

5. Заместителям Мэра города Афанасьеву С.В., Чернышову С.А., Казаченко С.Н., Сергейчуку С.В., Ганичеву Д.С., Иванову С.Н., Панкову М.Б., Курочкину Г.Н., Кравчуку С.А.:

5.1. Провести работу с организациями всех форм собственности по внедрению в практику мероприятий по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни в соответствии с типовым планом, утвержденным данным постановлением.

5.2. Провести работу с организациями всех форм собственности по участию в городском конкурсе «Премия здоровья».

6. Управлению здравоохранения администрации г. Хабаровска (Шапиро И.А.):

6.1. В срок до 30.05.2013 разработать Положение о городском ежегодном конкурсе «Премия здоровья».

6.2. В срок до 30.07.2013 выполнить мероприятия по созданию общественного совета по вопросам охраны здоровья граждан при Мэре города Хабаровска.

6.3. В срок до 30.07.2013 подготовить распорядительный документ администрации г. Хабаровска по внедрению производственной гимнастики в структурных подразделениях администрации г. Хабаровска.

6.4. В срок до 30.09.2013 подготовить распорядительный документ администрации г. Хабаровска об охране здоровья муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и предприятий от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6.5. Ежегодно в срок до 1 ноября представлять на утверждение Мэру города график проверок работы муниципальных учреждений и предприятий по исполнению планов по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни.

6.6. Ежегодно в срок до 15 декабря обеспечить проведение социологических опросов населения г. Хабаровска с целью оценки приверженности к ведению здорового образа жизни.

6.7. В срок до 30.12.2014 организовать проведение научного исследования, направленного на оценку распространенности факторов риска социально значимых заболеваний среди населения г. Хабаровска.

6.8. В срок до 01.08.2013 подготовить предложения по созданию структуры для осуществления деятельности по пропаганде здорового образа жизни.

6.9. Обеспечить постоянное информационное наполнение специализированного интернет-сайта «Здоровый Хабаровск».

7. Управлению по делам молодежи и социальным вопросам (Демин Е.А.) в срок до 01.09.2013 разработать план мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и снижения уровня табакокурения среди молодежи.

8. Управлению по физической культуре и спорту (Паршин В.Г.) в срок до 01.09.2013 разработать план мероприятий, направленных на повышение доли молодежи, активно занимающейся физической культурой и спортом.

9. Управлению образования (Тен О.Я.) в срок до 01.09.2013 разработать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях.

10. Организациям всех форм собственности:

10.1. Рекомендовать для использования в работе утвержденный Типовой план работы муниципальных учреждений и предприятий г. Хабаровска по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни.

10.2. Рекомендовать принять участие в городском конкурсе «Премия здоровья».

11. Пресс-службе администрации г. Хабаровска (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».

12. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Мэра города по социальным вопросам Шевченко С.И.

Мэр города
А.Н. Соколов

     

     
Приложение N 1

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации города Хабаровска
от 31 мая 2013 года N 1872



КОНЦЕПЦИЯ
формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний
в городе Хабаровске на 2013-2018 годы


Введение в проблему


В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами всех ветвей власти, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В настоящее время право граждан на охрану здоровья закреплено в ряде федеральных законов, которые имеют прямое отношение к исполнению полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, а именно в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Преобразования в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации в течение последних десяти лет затрагивали в первую очередь систему здравоохранения. Реализация масштабных государственных целевых программ (национальный проект «Здоровье», программа «Модернизация здравоохранения») внесла значительный вклад в развитие ресурсной базы учреждений здравоохранения. Это стало основой для улучшения качества медицинской помощи через внедрение современных стандартов медицинских услуг при медицинском обслуживании населения.

Созданные условия позволили не только ощутимо увеличить объемы медицинской помощи, но и начать внедрение новых технологий медицинской профилактики. Открыты центры здоровья, на регулярной основе проводятся массовые профилактические осмотры детей и взрослых, вакцинация населения стала по-настоящему масштабной, работают школы профилактики неинфекционных заболеваний.

За годы реализации государственных программ в сфере здравоохранения в стране наметились положительные тенденции в демографической ситуации, но достигнутые результаты не позволяют России занять место в числе стран с высокими показателями здоровья населения. В стране сохраняется рост заболеваемости населения страны, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной диагностикой заболеваний, а с другой стороны - с недостаточной эффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.

К числу факторов, негативно влияющих на эффективность профилактических мер, можно отнести низкий уровень развития культуры здоровья у населения, сохраняющееся в обществе потребительское отношение к здоровью, недопонимание важности и сущности профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни во всех институтах общества, недостаточную ответственность граждан за собственное здоровье и здоровье своей семьи, недостаточное взаимодействие и координацию деятельности структур и ведомств, недостаток социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний, основанной на доказательной медицине.(1)

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012, Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, а также вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», реализация мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни обозначены как приоритетные направления в сфере охраны здоровья граждан.

В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» раскрыты механизмы укрепления здоровья населения через мотивацию различных категорий, особенно подрастающего поколения, на ведение здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработки механизмов поддержки общественных инициатив.

Проблемы формирования здорового образа жизни нашли свое отражение и в других программных документах в сфере социальной политики, включая концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и других, которые создают законодательное поле в сфере профилактики и охраны здоровья граждан.

В развитие профилактической направленности государственной поликлиники в сфере охраны здоровья граждан 07.05.2012 Президентом Российской Федерации подписаны указы N 606 и N 598, которыми определены конечные результаты и целевые ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти, которые позволят вывести страну в число благополучных стран мира по уровню смертности и продолжительности жизни населения. К основным целевым показателям относятся увеличение продолжительности жизни населения до 74 лет и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний до 649,4 на 100 тысяч населения.

Для решения поставленных задач на каждом уровне власти должны быть сформированы программные мероприятия. Основные стратегические подходы к сохранению и укреплению здоровья населения муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск», сформулированы в Концепции формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний на среднесрочную перспективу до 2018 года.

Глава 1. Актуальность проблемы


Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения. (2)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»