Недействующий

О Краевой стратегии действий по реализации в Хабаровском крае основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.

2. Основные направления и принципы реализации Стратегии


Прежде всего, предложенный ниже список направлений не является окончательным. Наоборот, мы предполагаем, что по мере развития институтов гражданского участия, во взаимодействии с гражданами, будут формироваться новые направления, меняться приоритеты. Ведь, в конечном итоге, речь идет о Стратегии, соавтором и участником которой может и, в идеале, должен стать каждый гражданин - житель Хабаровского края. Поэтому ниже речь идет о платформе общественно-государственного сотрудничества, с которой мы предлагаем начать модернизацию управления краем. Основные черты этой платформы и действий, запускающих модернизацию управления, следующие:

Стратегией предусматривается, прежде всего, создание сети органов общественно-государственного сотрудничества в управлении краем (механизмов и институтов гражданского участия). Такие механизмы будут развернуты на всех уровнях управления краем - при Губернаторе, в структуре Открытого правительства Хабаровского края, на уровне муниципальных образований, на уровне краевых целевых программ и иных программ Правительства края - они охватят все аспекты, все стороны управления краем.

Необходимо обеспечить эффективность деятельности органов общественно-государственного сотрудничества, для чего развернуть просветительские программы, направленные на формирование "сведущих граждан", программы повышения квалификации сотрудников Правительства в вопросах общественно-государственного сотрудничества, программы повышения квалификации в этих вопросах представителей общественных организаций (НКО), Общественной палаты Хабаровского края, представителей муниципальных сообществ, включая глав муниципальных образований, депутатов законодательной думы и муниципальных собраний, представителей политических партий и движений - всех, кто так или иначе заинтересован в модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества.

Эффективность деятельности органов общественно-государственного сотрудничества в значительной мере будет определяться правилами их формирования и взаимодействия с властью, полномочиями, возможностями реального влияния на принимаемые всеми ветвями власти решения, возможностями организации общественного контроля над властью. Иначе говоря, нужна благоприятная для деятельности органов общественно-государственного сотрудничества институциональная среда, нормативно-правовая база, и формирование такой базы является - на первом этапе реализации Стратегии - одной из ключевых задач.

Первоочередной задачей является формирование общественного субъекта Стратегии, наделенного достаточными полномочиями для влияния на власть - состава участников, которые образуют систему совещательных, консультативных, экспертных сообществ при Губернаторе края. Среди этих участников должны быть, конечно, общественные организации (НКО) и инициативные группы граждан, представители муниципальных сообществ, Общественная палата Хабаровского края, политические партии, Общероссийский Народный Фронт, депутаты Законодательной Думы Хабаровском края и муниципальных советов, представители СМИ, иных заинтересованных профессиональных и социальных групп граждан, например, трудовых коллективов и др. Необходимо обеспечить интенсивную работу всех совещательных, консультативных и экспертных органов при Губернаторе края, их полноценное участие в разработке и реализации программы модернизации управления краем, их реальное влияние на решения, принимаемые Правительством края и другими ветвями власти. Гарантом влиятельности совещательных органов станет, прежде всего, Губернатор края.

Формирование Открытого правительства Хабаровского края. Важно точно определить генеральную повестку деятельности Открытого правительства, отвечающую на запросы населения края. Важно определить правила, по которым граждане смогут участвовать в работе Открытого правительства и влиять на его решения; нужно создать для этого технические возможности. Важно определить состав Открытого правительства - ввести в него именно тех людей, те организации, те институты, которые смогут реально и эффективно ответить на запросы жителей края. Нужно наделить Открытое правительство и его участников достаточными полномочиями и возможностями. Открытое правительство должно стать, в конечном итоге, основным органом общественно-государственного управления краем.

Преобразование краевых целевых программ (КЦП) в платформы взаимодействия (сотрудничества) власти и общества по конкретным направлениям развития края, создание советов (органов модерирования) КЦП и иных общественно-значимых программ Правительства края. Стратегией предусматривается, что именно КЦП станут основными ячейками взаимодействия власти и общества (заинтересованных деловых, профессиональных и социальных групп), что именно по поводу КЦП между властью и обществом может состояться конструктивный и взаимно заинтересованный диалог.

Формирование Центров общественно-государственного сотрудничества в муниципальных образованиях, которые, по замыслу, должны стать мощным стимулом к развитию форм непосредственного осуществления самоуправления населением. Стратегией предусматривается, что в фокусе муниципальных Центров общественно-государственного сотрудничества будут находится программы комплексного развития муниципальных образований, которые, с одной стороны, станут "муниципальными сборками" краевых целевых программ, а с другой - стимулом к развитию, внесению изменений в краевые целевые программы (вплоть до создания новые программ Правительства края).

Реализация форсайт-проекта ("разговора о будущем, о стратегических приоритетах развития Хабаровского края"), итогом которого станет создание системы стратегического планирования, основывающегося на общественном консенсусе в отношении приоритетов, целей, задач развития Края, и формирование видение перспектив развития края, в отношении которого - за счет участия граждан в формировании этого видения - будет сформирован широкий общественный консенсус, и которое ляжет в основу "общественного договора" - системы правил, норм взаимодействия власти и общества.

Формирование при участии муниципальных Центров общественно-государственного сотрудничества программ комплексного развития муниципальных образований. Эти программы будут, по замыслу, представлять собой сборки краевых целевых программ в ракурсе интересов муниципальных сообществ и войдут в состав видения (образа) перспектив развития края и, соответственно, в состав "общественного договора".

Образ будущего (видение перспектив края) станет основой для развития институтов общественного (гражданского, народного) контроля, позволит наполнить гражданский контроль конкретным конструктивным содержанием. Сутью контроля будет исполнение властью условий "общественного договора", в основе которого лежит согласованный "образ будущего" (видение перспектив) края в целом и каждого муниципального образования, а также "дорожные карты" реализации этого образа будущего.

Формирование в ходе реализации форсайт-проекта полноформатной общественно-государственной системы управления развитием (управления будущим) края. По замыслу, ядро этой общественно-государственной системы составят Открытое правительство Хабаровского края, муниципальные Центры общественно-государственного сотрудничества и краевые целевые программы как ячейки взаимодействия власти и заинтересованных деловых, профессиональных и социальных групп.

Мы рассчитываем на активное участие средств массовой информации в формировании институтов и механизмов гражданского участия. В этих целях будет создано АНО "Проектный центр Открытого правительства Хабаровского края".

Развитие инструментов Интернет-демократии. "Механизм коллективного отбора оптимальных решений или, как называют его эксперты, краудсорсинг, должен стать нормой на всех уровнях", - пишет В.Путин в статье "Демократия и качество государства". Этот тезис он повторил и в выступлении на пленарном заседании 16-го Петербургского форума: необходимо "дальше совершенствовать механизмы нашей демократии, в том числе с использованием современных технологий краудсорсинга".

Власть и общество должны разделить ответственность за реализацию Стратегии - именно этим будет положено начало подлинному сотрудничеству власти и общества. В этом отношении, Стратегией предусматривается запуск по инициативе граждан широкого спектра общественно-государственных программ, в том числе на основе краудсорсинга и формирования в Интернет сети экспертных сообществ (смартсорсинга). Например, важной задачей является актуализация креативного (творческого) потенциала жителей Хабаровского края - ведь, по мнению специалистов, в новой экономике преимущества имеют, прежде всего, те регионы, которые в состоянии обеспечить высокую концентрацию креативного (творческого) населения, востребованность креативности, благоприятные условия для творческих инициатив. В этих же целях предполагается реорганизовать деятельность научных обществ учащихся и студентов - они должны стать эффективными социальными лифтами для талантливых детей и молодежи. Важной задачей, которая может быть эффективно решена только при широком участии граждан, является формирование бренда Хабаровского края, приверженцами которого станет большинство жителей края. Но все это - только предложения, поскольку преобразовать, например, научные общества учащихся в социальные лифты для одаренных детей без встречной инициативы со стороны педагогической общественности школ и ВУЗов, профессиональных сообществ НИИ, руководителей предприятий, которые призваны сформулировать "запрос на креативность", вряд ли возможно.

Все органы общественно-государственного сотрудничества в управлении краем должны быть доступными для участия в них граждан.

Стратегия открыта для участия в ней всех политических партий и движений.