4.1. Совершенствование деятельности по профилактике социального сиротства включает:
- организацию профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейного неблагополучия;
- введение социального патроната как формы индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;
- организацию работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения;
- организацию информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями, направленную на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;
- организацию комплексного социально-психологического сопровождения семьи в целях оказания помощи в воспитании ребенка и осуществлении эффективного контроля за условиями его жизни;
- формирование первичной сети специалистов, осуществляющих координацию реабилитационной работы с семьей и детьми, нуждающимися в государственной защите, по месту их проживания.
4.2. Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включает:
- развитие услуг по сопровождению и поддержке семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие системы подготовки кандидатов в замещающие родители;
- формирование и развитие комплексной системы пропаганды семейных ценностей в обществе через средства массовой информации, системы образования, культуры;
- создание на базе учреждений центров семейного устройства.
4.3. Создание в учреждениях условий проживания детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближенных к домашним, по семейному типу, включает:
- размещение воспитанников в разновозрастных группах от 3 до 18 лет с учетом родственных связей;
- комплектование групп постоянными воспитателями;
- перепланировку жилых помещений учреждения с учетом их максимального приближения к домашним.
4.4. Повышение возможностей социализации, социальной адаптации выпускников учреждений включает:
- реализацию во всех учреждениях единой программы "Подготовка выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни";
- подготовку и проведение спецкурсов, семинаров, практикумов по формированию навыков самостоятельной жизни, развитию социальной компетенции воспитанников учреждений;
- создание системы постинтернатного сопровождения, адаптации, профессионализации выпускников;
- создание центра постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников образовательных учреждений, а также выпускников учреждений профессионального образования;
- внедрение результатов работы краевой экспериментальной площадки по финансово-экономическому воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, "Первые шаги в самостоятельную жизнь" в деятельность всех учреждений;
- обеспечение качественного образования воспитанникам образовательных учреждений, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;
- развитие в крае "системы наставничества", предполагающей наличие у воспитанников образовательных учреждений в предвыпускном и выпускном периоде "значимого взрослого" (родственники или знакомые воспитанника, работники учреждения, волонтеры);
- формирование у воспитанников образовательных учреждений положительного образа семьи, ее функций, ролевых позиций в семье, адекватного представления о материнстве и отцовстве.
4.5. Совершенствование нормативной правовой базы организации деятельности по защите прав детей, профилактике социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включает закрепление в нормативных правовых актах края:
- дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей;
- понятий: сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, постинтернатное сопровождение, социальный патронат;