Услуги здравоохранения входят в число услуг, оказываемых гражданам государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 41), гарантирующей гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом согласно указанной статье Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В настоящее время государство имеет недостаточно ресурсов и не может эффективно использовать имеющиеся ресурсы для решения важнейших задач - повышение и поддержание качества жизни населения, обеспечение реализации прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Для расширения ресурсной базы, создаваемой государством для решения социальных задач, а также для более эффективного использования этой ресурсной базы может быть привлечен потенциал бизнеса. Задача состоит в том, чтобы использовать потенциал частного бизнеса для решения тех задач, ответственность за которые несет государство. Один из наиболее перспективных путей - развитие государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), призванного объединить государственный и частный интересы для эффективной реализации проектов в здравоохранении. Данная форма сотрудничества может стать действенным инструментом при реформировании здравоохранения, одним из способов вывода его из кризиса.
Государственно-частное партнерство - привлечение на конкурсной основе в соответствии с законодательством органами государственной власти организаций, не относящихся к государственной или муниципальной форме собственности, физических лиц для проектирования, создания, реконструкции и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры, то есть эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к государственному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, полномочий. Участниками ГЧП являются органы государственной власти и частные партнеры.
В сфере здравоохранения использование принципов ГЧП позволит улучшить уровень здоровья населения, сохранить социальную стабильность в обществе, повысить качество медицинского обслуживания, оптимизировать государственные расходы и уменьшить структурную диспропорцию.
Основными принципами ГЧП являются:
- смешанный разноуровневый субъектный состав, действующий на паритетных началах (всегда присутствуют публичный и частный субъекты);
- содержание отношений определяется целью, которая носит общественно значимый характер;
- отношения предусматривают распределение рисков между участниками;
- взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, то есть равноправный характер;
- стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес.
На территории Калужской области могут быть реализованы различные модели ГЧП:
а) заключение концессионного соглашения;
б) BOLT (строительство - владение - аренда - передача):
- частный инвестор строит объекты недвижимости для предоставления медицинских услуг;
- право собственности остается у инвестора до завершения проекта (10-15 лет, может закладывать объекты в качестве обеспечения);
- построенные объекты здравоохранения передаются инвестором в аренду государственному учреждению для предоставления услуг населению, государственное учреждение выплачивает арендные платежи инвестору, за счет которых инвестор возвращает вложенные денежные средства;
- после выплаты всех арендных платежей право собственности переходит от инвестора к государственному учреждению здравоохранения;
в) BOOT (строительство - владение - эксплуатация - передача):
- создание специальной компании на территории региона;
- акционер компании - частный инвестор;
- за счет средств уставного капитала специальная компания строит объект недвижимости и регистрирует его на себя;
- Калужская область рефинансирует затраты инвестора на создание объекта с учетом доходов от эксплуатации объекта путем выкупа акций компании;
- по окончании проекта контроль над компанией переходит полностью к Калужской области.
Сдерживающими факторами развития ГЧП в настоящее время являются:
- отсутствие нормативного определения ГЧП в законодательстве Российской Федерации, несовершенство правовой базы по ГЧП;
- недостаток квалифицированных кадров, имеющих опыт работы с проектами по модели ГЧП;
- невысокий уровень доверия бизнеса к государственной власти и стремления к взаимовыгодному сотрудничеству;
- отсутствие ясно сформулированной долгосрочной и прозрачной государственной политики в области развития ГЧП.