При анализе текущей ситуации развития экономики Калужской области, мировых и российских трендов, направлений инвестиционного развития были выделены две группы - главная и поддерживающая.
В состав главной группы включены направления, которые станут драйверами развития экономики Калужской области. Поддерживающая группа сформирована из направлений, без которых реализация направлений главной группы невозможна.
Главную группу составляют:
- автомобильный кластер;
- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины;
- транспортно-логистический кластер;
- агропромышленный кластер;
- туристско-рекреационный кластер;
- кластер информационных технологий.
Поддерживающую группу составляют:
- качественная среда проживания с развитой социальной инфраструктурой;
- модернизируемые на основе инновационных технологий действующие предприятия.
Стратегические приоритеты развития муниципальных районов и городских округов Калужской области с указанием потенциала и специфики территории, перспектив развития представлены в приложении к Стратегии "Территориальный разрез инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года".
3.1. Автомобильный кластер
Автомобильный кластер Калужской области включает производителей легковых и грузовых автомобилей, производителей автокомпонентов.
Активная фаза формирования автомобильного кластера началась в 2006 году со строительства завода по производству легковых автомобилей концерном "Фольксваген".
В настоящее время на территории Калужской области развиваются два завода по производству легковых автомобилей марок "Фольксваген", "Шкода", "АУДИ", "Пежо-Ситроен", "Мицубиси". Заводы расположены в непосредственной близости от областного центра в индустриальных парках "Грабцево" (завод "Фольксваген") и "Росва" (совместное предприятие "Пежо-Ситроен" и "Мицубиси"). Каждый из заводов рассчитан на производство 150 тыс. автомобилей в год.
В 2009 году состоялся запуск производства грузовых автомобилей, размещенного концерном "Вольво" на территории индустриального парка "Калуга-Юг". Производство рассчитано на выпуск 15 тыс. грузовиков в год. Кроме того, в 2012 году достигнута договоренность с концерном "Вольво" о строительстве на территории Калужской области завода строительной техники.
Наличие указанных производственных "ядер" обеспечило формирование сети поставщиков. Свои производства открыли такие производители, как "Магна", "ЯПП", "Бентелер", "Вистеон" и ряд других.
В середине 2012 года объявлено о строительстве завода двигателей концерном "Фольксваген". Этот проект дал старт для перехода от промышленной сборки к более глубокой локализации производства автомобилей.
Продукция автомобильного кластера предназначена для реализации на российском рынке и рынках ближнего зарубежья. Анализ российского рынка показал, что в ближайшие десять лет объем продаж новых легковых автомобилей в России составит 3,5 млн. единиц ежегодно (в 2011 году - 2,6 млн. единиц, в 2012 году ожидается рост на 12 процентов). В настоящее время доля автомобилей, произведенных в России, составляет 65 процентов в общем объеме продаж. Согласно стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года доля продукции российского производства в общем объеме продаж легковых автомобилей на внутреннем рынке к 2020 году должна увеличиться до 80 процентов в стоимостном выражении.
Ключевые факторы, влияющие на производство автомобилей на территории России:
- реализация стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года;
- вступление во Всемирную торговую организацию и, как следствие, постепенное снижение импортных пошлин до уровня 15 процентов к 2019 году;
- реализация порядка "промышленной сборки автомобилей" (совместный приказ Минэкономразвития России N 73, Минпромэнерго России N 81, Минфина России N 58н от 15.04.2005 (в ред. от 24.12.2010);
- введение утилизационного сбора на ввозимые автомобили.
Главными задачами развития автомобильного кластера являются: