ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2013 года N 150


Об инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года

(с изменениями на 4 июля 2014 года)

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 4 июля 2014 года N 393.
___________________________________________


В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области", а также в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата на территории Калужской области Правительство Калужской области


  постановляет:


Одобрить инвестиционную стратегию Калужской области до 2020 года (прилагается).

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 25 марта 2013 г. N 150

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

1. Общие положения

1.1. Введение


Действующая в Калужской области стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года определяет приоритеты и общий вектор развития области на долгосрочную перспективу, взаимодействие органов власти, предпринимательского сообщества и общества. Учитывая возрастающие требования к среде проживания и к корпоративной культуре, качественных изменений социально-экономического развития Калужской области можно добиться на основе привлечения внешних инвестиций.

Определенный в стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года принцип "человек - центр инвестиций" характеризует основу деятельности органов власти Калужской области, выраженную в сбалансированном и органичном развитии экономики и социальной сферы Калужской области в интересах ее жителей.

Инвестиционная стратегия Калужской области (далее - Стратегия) разработана как продолжение стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года "Человек - центр инвестиций".

Целевая аудитория Стратегии - бизнес-сообщество.

Разработка Стратегии как отдельного документа обусловлена необходимостью формирования для бизнеса удобного инструмента, дающего представление об экономических и отраслевых приоритетах развития региона, а также об используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности.

Важность разработки Стратегии заключается в том, что Стратегия дает ориентиры по направлениям региональной инвестиционной политики.

Период действия Стратегии принят до 2020 года, что соответствует окончанию реализации второго этапа стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.

1.2. Миссия Калужской области


Миссия Калужской области заключается в содействии экономическому развитию бизнеса, повышению его капитализации путем создания лучшего в стране делового климата, который станет эталоном в России.

1.3. Видение Калужской области


Калужская область - это территория, где размещают свои производства лучшие высокотехнологичные и инновационные организации, существующие организации используют передовые технологии производства, а стартапы создают технологии, меняющие мир.

1.4. Цели и задачи Стратегии


Целями Стратегии являются:

- сокращение до 16 месяцев периода между принятием решения о строительстве нового производства и вводом его в эксплуатацию;

- получение не менее чем 30 процентов инновационных стартапов внешнего финансирования в течение года после создания;

- создание ежегодно не менее трех продуктов или услуг, поставляемых на внешние рынки.

Достижение целей Стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в Калужской области инвестиционного и инновационного потенциала, а также обеспечения стабильности в законодательстве.

Задачами Стратегии являются:

- устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;

- совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленных на обеспечение приоритетов Стратегии;

- создание условий для повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов;

- поддержка продвижения и формирование спроса на инновационную продукцию на внутренних и внешних рынках;

- формирование эффективной системы движения и складирования товаров и комплектующих;

- развитие человеческого потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов, ориентированной на потребности высокотехнологичных и инновационных производств;

- улучшение качества среды проживания с закреплением квалифицированных кадров, расширение возможностей для самореализации.

2. Инвестиционная привлекательность Калужской области

2.1. Ключевые факторы конкурентоспособности


2.1.1. Лучший в России инвестиционный климат.

Основные инструменты инвестиционной политики Калужской области соответствуют мировым стандартам - это развитая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, эффективные институты развития, налоговые льготы и индустриальные парки. В результате на начало 2012 года:

- Калужская область возглавила рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Международной организации кредиторов с кредитным рейтингом "A+";

- международное рейтинговое агентство "Фитч Рейтингз Лтд." повысило долгосрочные рейтинги Калужской области в иностранной и национальной валюте с уровня "BB-" до "BB", а также долгосрочный рейтинг по национальной шкале - с уровня "A+(rus)" до "AA-(rus)". Прогноз по рейтингам - "стабильный". Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте был подтвержден на уровне "В";

- в рейтинге "Лучшие регионы для бизнеса - 2011" (журнал "Форбс") Калужская область заняла 16-е место из 30 лучших регионов Российской Федерации;

- рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило Калужской области 8-е место среди регионов Российской Федерации по интегральному показателю категории "минимальные риски инвестирования".

2.1.2. Самый большой рынок сбыта товаров и услуг (в радиусе 400 км проживает 22 млн. жителей).

2.1.3. Выгодное географическое расположение.

Калужская область расположена в центральной части России к юго-западу от финансового центра страны - города Москвы.

2.1.4. Развитая сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающая транспортную доступность городов, поселков и сельских населенных пунктов.

По территории Калужской области осуществляются транзитные, межрегиональные и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки. По железнодорожным магистралям осуществляются связи с Украиной, Молдовой, Румынией, Болгарией, Венгрией и т.д.

По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в первую пятерку областей Центральной России. Плотность автодорог общего пользования в целом по Калужской области составляет 179 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе федеральной сети - 27 км на 1,0 тыс. кв. км, региональной - 152 км на 1,0 тыс. кв. км), тогда как аналогичные показатели в целом по Центральному федеральному округу следующие: 169 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе федеральной сети - 16 км на 1,0 тыс. кв. км, региональной - 153 км на 1,0 тыс. кв. км).

2.1.5. Близость к инфраструктуре воздушного транспорта.

Расстояние до аэропорта Внуково (г. Москва) - 160 км.

На территории Калужской области расположено четыре аэродрома, из них два можно использовать для гражданской авиации: аэродром "Ермолино" (Боровский район) и аэропорт "Грабцево" (г. Калуга).

Планируется создание пассажирского и грузового международного аэропорта "Калуга" на базе аэропорта "Грабцево", а также аэропорта "Ермолино", расположенного на границе Калужской и Московской областей.

2.1.6. Развитая система подготовки кадров и наличие инновационных подходов к профессиональному обучению в средних специальных и высших учебных заведениях на территории Калужской области.

Программы обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования формируются на основе прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах.

В целях снижения дефицита квалифицированных инженерных кадров, рабочих требуемых профессий и квалификации на рынке труда Калужской области учреждениями профессионального образования открываются новые перспективные специальности и профессии. При этом одновременно прекращается или сокращается прием студентов на подготовку по профессиям, не востребованным сегодня на рынке труда.

Одним из перспективных направлений является создание ресурсных центров по наиболее значимым для Калужской области направлениям подготовки. В целях подготовки специалистов для предприятий региональных кластеров создан учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности, начато строительство центра подготовки кадров для фармацевтических производств, в ближайшее время планируется создание аналогичных многофункциональных центров в области строительства и сельского хозяйства. В высших учебных заведениях начата подготовка по новым инженерно-технологическим специальностям, представляющим интерес для экономики Калужской области.

2.1.7. Прозрачная административная среда.

Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности оказывается комплексная системная административная поддержка, в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением проектов и выдачей разрешительной документации, действуют законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот инвесторам в части уменьшения ставки налога на прибыль и освобождения от налога на имущество. Гарантируется сохранение налоговых льгот по уплате региональных налогов на срок реализации инвестиционного проекта в рамках действующего законодательства. Созданы специализированные институты развития.

Созданный комфортный деловой климат и массированное привлечение крупных иностранных инвесторов дали мощный стимул к росту областных доходов и укреплению лидирующих позиций региона на экономической карте России. Калужская область по итогам социально-экономического развития в 2011 году заняла:

- 1-е место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО) и 2-е место в Российской Федерации по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения;

- 1-е место в ЦФО и 4-е место в Российской Федерации по прямым иностранным инвестициям на душу населения;

- 3-е место в ЦФО и 11-е место в Российской Федерации по темпу роста реальных доходов населения;

- 4-е место в ЦФО и 26-е место в Российской Федерации по обороту розничной торговли на душу населения;

- 4-е место в ЦФО и 9-е место в Российской Федерации по строительству жилья на 1000 человек.

В рейтинге "Ведение бизнеса в России - 2012", проведенном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией среди 30 региональных центров Российской Федерации, г. Калуга занял 6-е место.

2.2. Сдерживающие факторы


2.2.1. Демографическая ситуация, сдерживающая рост населения.

Преодоление негативных явлений будет осуществляться путем реализации социальной политики в этой сфере (стимулирование рождаемости и пропаганда здорового образа жизни, поддержка молодых и многодетных семей), привлечения соотечественников, поддержки процессов межрегиональной миграции.

2.2.2. Дефицит кадров по причине их оттока в город Москву.

Решение проблемы будет осуществляться путем создания более комфортной среды для проживания, стимулирования жилищного строительства, создания рабочих мест, востребованных творческой и инициативной молодежью.

2.2.3. Диспропорции развития между севером и югом Калужской области, которые будут сокращаться путем создания более привлекательных условий для частного капитала на территориях, отстающих в социально-экономическом развитии.

2.2.4. Усиление конкуренции с другими регионами в отношении цены размещения инвестиционных проектов. В связи с этим намечены переход к развитию других видов экономической деятельности, не востребованных в настоящее время в других регионах, привлечение средств федерального бюджета и внедрение механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов по приоритетным направлениям.

2.3. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей
и угроз (SWOT-анализ)

          Сильные стороны           

           Слабые стороны           

- Крупнейший рынок сбыта -          
Московский регион;                  
- близость к человеческим,          
финансовым и транспортным потокам;  
- расположение в створе транспортных
потоков;                            
- близость к международным          
аэропортам;                         
- развитая сеть индустриальных      
парков, включая                     
транспортно-логистическую           
инфраструктуру;                     
- высокий научный и инновационный   
потенциал;                          
- благоприятный инвестиционный      
климат;                             
- сплоченная команда руководителей  
региона;                            
- благоприятная экологическая       
обстановка                          

- Отток трудовых ресурсов в         
г. Москву;                          
- дисбаланс развития территорий;    
- отсутствие собственных            
электрогенерирующих мощностей;      
- высокий износ энергопроводящей    
сети;                               
- дисбаланс трудовых ресурсов       
"белых" и "синих" воротничков;      
- кадровый дефицит;                 
- низкая производительность труда;  
- изношенность промышленной         
инфраструктуры                      

            Возможности             

               Угрозы               

- Общий экономический рост России;  
- близость к "инвестиционному       
центру" Российской Федерации -      
г. Москве;                          
- рост товарных потоков и вывод     
распределительных центров товаров из
города Москвы;                      
- изменения в системе расселения и  
миграционные потоки из депрессивных
регионов России;                    
- растущая динамика спроса на       
"локальные" путешествия в 2-3 часах
езды от г. Москвы и повышающийся    
интерес к памятникам истории и      
культуры;                           
- новые требования к качеству среды
проживания                          

- Негативные последствия вступления
во Всемирную торговую организацию   
для предприятий, работающих на      
внутренний рынок;                   
- ухудшение используемого пакета    
ресурсов (низкая стоимость рабочей  
силы, пониженные тарифные ставки);  
- высокая привлекательность         
московской агломерации для          
талантливой молодежи;               
- старение населения;               
- мировой финансовый кризис         


3. Стратегические приоритеты


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»