С 2014 года финансирование медицинских организаций, в составе которых имеется поликлиника, осуществляется по подушевому нормативу на прикрепившихся лиц (включены финансовые средства, обеспечивающие собственную деятельность медицинской организации в амбулаторных условиях и в отделениях скорой медицинской помощи), с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях, в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи.
Дополнительно к основному подушевому нормативу утверждены подушевые нормативы на финансовое обеспечение заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда врачам и медицинским работникам со средним медицинским образованием в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.
Оплата скорой медицинской помощи также осуществляется по подушевым нормативам на обслуживаемое население.
Оплата амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому нормативу финансирования позволит исключить искусственное наращивание объемов медицинской помощи в отличие от способа оплаты за каждое посещение, обращение.
Подушевой принцип делает на практике реальным право пациента на выбор медицинского учреждения. Несмотря на то, что в федеральном законодательстве оно закреплено, граждане периодически сталкиваются с отказом в оказании медицинской помощи на основании того, что человек не проживает на территории прикрепления к медицинскому учреждению. Исходя из логики подушевого финансирования медицинским учреждениям будет выгодно прикреплять как можно больше граждан, потому что от этого количества зависит объем их финансирования.
В Программе участвуют федеральные медицинские организации (федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 8 Федерального медико-биологического агентства", Калужский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н.Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Медицинский радиологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации), расположенные на территории Калужской области.
В Программе участвуют также 7 негосударственных медицинских организаций и учреждений иных форм собственности (в том числе частная скорая помощь ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь"), что составляет 9% от всех медицинских организаций, участвующих в Программе. В дальнейшем их число планируется увеличить, в том числе и на основе государственно-частного партнерства.
При подготовке "дорожной карты" учитывались особенности Калужской области, а именно низкая плотность проживания населения (33,8 человека на 1 кв. км, в том числе в 10 районах Калужской области - 10 и менее), высокий удельный вес сельского населения - 23,7%, возрастная структура населения (лица старше трудоспособного населения составляют 24% от всего населения), поражение 16% территории Калужской области радиоактивным загрязнением в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а также выраженная диспропорция по численности населения в районах Калужской области, в связи с чем удельный вес маломощных центральных районных больниц составляет 83%.
Реализация "дорожной карты" предполагает структурные преобразования системы оказания медицинской помощи населению Калужской области в рамках сформированной 3-уровневой системы:
В Калужской области на первом уровне (первичная, в том числе первичная специализированная) помощь осуществляется в 24 районных медицинских организациях (в составе которых имеются фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, врачебные амбулатории), в 8 медицинских организациях г. Калуги по участковому принципу (участковый врач и врач общей практики), в 5 центрах здоровья, в 42 офисах врачей общей практики.
Планируется к 2020 году в поликлиниках полностью заменить участковых врачей на врачей общей практики. Будут реорганизованы участковые больницы во врачебные амбулатории с организацией общеврачебной практики и дневных стационаров. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности общая врачебная практика, так и, главным образом, путем переобучения по очно-заочной форме без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Снизится нагрузка на узких специалистов и стационары. Повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной помощи.
Предполагается, что врачи общей практики смогут взять на себя 49% посещений кардиологов, 50% - ревматологов, 61% - гастроэнтерологов, 30% - травматологов, 30% - урологов, 49% - проктологов, 50% - оториноларингологов, 30% - офтальмологов, 35% - хирургов, 50% - неврологов, 22% - дерматовенерологов. Консультации узких специалистов, выполнение более сложных диагностических процедур будут оказываться только в консультативно-диагностических центрах. Планируется широко использовать выездные формы работы.
Переход на подушевое финансирование даст предпосылки к повышению эффективности работы врача общей практики.
Для приближения профилактической помощи населению (проведение диспансеризации, профилактических осмотров) будет проводиться выездная работа, для этого потребуется оснащение специалистов первичного звена автотранспортом, передвижными комплексами, оборудованием. В части расширения профилактической работы по выявлению факторов риска и их коррекции планируется также обеспечить работу центров здоровья в полную нагрузку (9250 посещений в год) и шире использовать выездные формы работы.
Будут открыты и укомплектованы штатами и оборудованием кабинеты медицинской профилактики в ряде учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в которых ранее такие кабинеты не существовали.
Мероприятия по организации службы неотложной помощи в Калужской области осуществляются с 2012 года. Создание службы неотложной медицинской помощи позволит перераспределить 15% объемов скорой помощи на амбулаторно-поликлиническую помощь.
К концу 2012 года на территории Калужской области организовано 50 домовых хозяйств, на которые возложена функция по оказанию само- и взаимопомощи, к 2018 году количество домовых хозяйств планируется увеличить до 150.
Планируется оптимизация коечного фонда на первом уровне, что позволит использовать кадровые ресурсы в амбулаторном звене, увеличить объемы посещений врачами, включая профилактические приемы (30 процентов от всех посещений) и санитарно-гигиеническую работу по формированию здорового образа жизни. На первом уровне только в 4-х центральных районных больницах (Сухиничская, Козельская, Тарусская, Жуковская) сохраняются подразделения, отвечающие требованиям мощности минимально допустимых функциональных блоков. В 19 центральных районных больницах планируется сохранение коек для купирования острых и неотложных состояний с последующей госпитализацией пациентов в межрайонные центры.
Оказание необходимой специализированной помощи перемещается на более высокий уровень.
Поэтапно избыточные койки будут оптимизированы (на первом этапе 2013 - 2014 годы - доведение коечного фонда до норматива с увеличением койко-мест в дневном стационаре и увеличением количества других стационарозамещающих технологий, на втором этапе 2015 - 2017 годы - передача части коек из маломощных медицинских организаций и части коек областной больницы на межрайонный уровень, с учетом сохранения на втором уровне до 30% коечного фонда).
Будет расширяться сеть дневных стационаров и стационаров на дому. При перепрофилировании круглосуточных коек на койки дневного стационара будут учитываться плотность проживания населения (в 10 районах Калужской области плотность менее 10 человек на 1 кв. км) и удельный вес сельских жителей.
Таким образом, планируется 60% медицинской помощи сконцентрировать в амбулаторном звене.
С целью оптимизации расходов отрасли без снижения доступности и качества оказания медицинской помощи планируется укрупнение медицинских организаций путем объединения маломощных больниц и поликлиник.
На втором уровне - специализированная медицинская помощь осуществляется в межрайонных центрах, имеющих в своем составе консультативно-диагностические центры и специализированные стационарные койки.
Планируется развитие трех межрайонных центров:
- "Северный" (г. Малоярославец - г. Боровск) - с зоной ответственности 6 районов Калужской области и численностью населения 197,1 тыс. человек. Межрайонный центр "Северный" будет представлен специализированными профилями: кардиология (неотложная и плановая), неврология (экстренная и плановая), хирургия, травматология, педиатрия и акушерство-гинекология, отделение гемодиализа, онкология, консультативно-диагностический центр. После оптимизации зона ответственности будет представлена 654 койками, из них 535 коек - на межрайонном уровне;
- "Южный" (г. Людиново - г. Киров) - с зоной ответственности 9 районов и численностью населения 155,4 тыс. человек. Будет представлен специализированными профилями: кардиология (неотложная и плановая), неврология (экстренная и плановая), пульмонология, хирургия, травматология, педиатрия и акушерство-гинекология, отделение гемодиализа, онкология, консультативно-диагностический центр (602 койки, из них 517 - на межрайонном уровне);
- "Центральный" (г. Калуга) - с зоной ответственности 9 районов и численностью населения 551,9 тыс. человек. Будет представлен специализированными профилями: кардиология (неотложная и плановая), неврология (экстренная и плановая), пульмонология, гастроэнтерология, ревматология, эндокринология, хирургия, травматология, педиатрия и акушерство-гинекология, онкология. В городе Калуге планируется организация консультативно-диагностического центра.