Основные направления политики в сфере общего образования в Калужской области основаны на принципах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", положениях Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". В процессе ее реализации в региональной системе общего образования был достигнут ряд институциональных изменений:
- внедрена новая система оплаты труда педагогических работников;
- работают и совершенствуются механизмы нормативно-подушевого финансирования с доведением норматива до каждого общеобразовательного учреждения;
- в системе в целом и на уровне каждого общеобразовательного учреждения действует механизм государственно-общественного управления;
- сформирована региональная система оценки качества образования.
Участие в проекте модернизации региональной системы общего образования в 2011-2012 годах способствовало значительному повышению уровня заработной платы педагогических работников школ, развитию механизмов нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, совершенствованию сети образовательных учреждений, расширению общественного участия в управлении образованием, совершенствованию кадрового потенциала системы образования.
В процессе преобразований в сфере общего образования Калужской области, направленных на создание прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления образованием, достигнуты следующие результаты:
- внедрены новые финансово-экономические механизмы, что способствовало увеличению объемов фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и, как следствие, росту доходов педагогических работников и других категорий работников отрасли, а также совершенствованию стимулирующих механизмов новой системы оплаты труда (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215);
- увеличены доходы педагогических работников, их материальное стимулирование способствовало росту привлекательности педагогической профессии для молодых кадров, переменам в отношении общественности к проблемам школьного образования (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215);
- возросла роль государственно-общественного управления системой образования;
- существенно улучшилась оснащенность образовательных учреждений современным учебным и учебно-лабораторным оборудованием;
- возросла профессиональная компетентность педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений в результате целенаправленной работы по повышению их квалификации, проведенной в 2011-2012 годах (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215);
- расширилась открытость, повысился положительный имидж системы образования в целом, а также уровень удовлетворенности населения качеством образования за счет активной пропаганды и разъяснения сущности инновационных изменений в системе образования региона.
Таблица N 1
Значения показателей результативности предоставления
субсидии Калужской области на конец 2011 года
N | Наименование показателя результативности | Значение | |
План | Факт | ||
1 | Соотношение среднемесячной заработной платы (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215) | 100 | 140 |
2 | Доля школьников, обучающихся по федеральным | 13 | 13 |
2.1 | Начальное общее образование (проценты) | 32 | 32 |
2.2 | Основное общее образование (проценты) | 0 | 0 |
2.3 | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3 | Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и | 20 | 20 |
4 | Доля педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215) | 31,8 | 35,5 |
5 | Доля общеобразовательных учреждений, | 3 | 3 |
6 | Динамика снижения потребления по всем видам | + | Присутствует |
Таблица N 2
Значения показателей результативности предоставления
субсидии Калужской области на конец 2012 года
N | Наименование показателя результативности | Значение | |
План | Факт | ||
1 | Соотношение среднемесячной заработной платы (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215) | 104,2 | 135,03 |
2 | Доля школьников, обучающихся по федеральным | 25 | 26 |
2.1 | Начальное общее образование (проценты) | 55 | 55 |
2.2 | Основное общее образование (проценты) | 5,3 | 5,3 |
2.3 | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3 | Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215) | 15 | 17,1 |
4 | Доля педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215) | 16 | 23 |
5 | Доля общеобразовательных учреждений, | 5 | 7,6 |
6 | Динамика снижения потребления по всем видам | + | Присутствует |
Наиболее значимыми результатами реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области (далее - Комплекс мер) в 2011-2012 годах стали:
- значительное повышение уровня оплаты труда педагогических работников сферы общего образования и дифференциация оплаты труда педагогических работников в зависимости от качества и результатов их работы (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 23 апреля 2013 года N 215).