Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.
Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поставлена задача создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений.
Анализ имеющихся теоретических подходов позволяет в качестве отправного использовать следующее понятие одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Данный подход к пониманию одаренности означает, что при ее изучении недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать личность одаренного ребенка в целом и способствовать ее развитию.
В Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) прослеживаются три основных подхода к работе с одаренными детьми:
эксклюзивное образование одаренных детей, когда отдельное внимание уделяется созданию сети учреждений, работающих с одаренными детьми: президентских лицеев, школ-интернатов и школ на базе научно-исследовательских центров, ресурсных центров. Так, в Нижегородской области в 1997 году основано государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат "Центр одаренных детей", в Республике Марий Эл в 2009 году открыт Центр по работе с одаренными детьми на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат", в Республике Мордовия в 2010 году создано государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия "Республиканский лицей Центр для одаренных детей", в Оренбургской области с 2000 года существует государственное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья", в Пензенской области с 2011 года - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области "Губернский лицей - интернат для одаренных детей", в Республике Татарстан с 2012 года функционирует IT-лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";
инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы: такого подхода придерживаются в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Саратовской и Ульяновской областях;
многоуровневая и многофункциональная образовательная среда для развития одаренных детей - ведущее направление в Кировской области и Пермском крае. Здесь работа с одаренными детьми ведется через разветвленную систему дополнительного образования.
Интенсивно идет в ПФО изучение и диссеминация лучшего национального и зарубежного педагогического опыта по работе с одаренными детьми, в частности Республики Сингапур, связанные с тем, что сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук.
В Самарской области широко используются прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми: осуществляют свою деятельность гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные и творческие состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры и науки, организуются занятия в очно-заочных школах для учащихся по разным отраслям знаний, проводятся учебно-тренировочные сборы по подготовке к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, осуществляются в рамках научно-практических конференций школьников исследовательские проекты и краеведческие экспедиции.
Однако в условиях современных вызовов, стоящих перед регионом, накопленный опыт в работе с одаренными детьми нуждается в дальнейшем развитии.
Самарская область традиционно является регионом с мощным экономическим и научным потенциалом, в котором ведущими являются кластеры: аэрокосмический, автомобильный, медицинских и фармацевтических технологий, перспективными сферами экономики - химия и нефтехимия, IT-технологии, новые материалы, лазерные технологии и другие. Жизнеспособность кластерной структуры Самарского региона определяет наличие ведущего для кластера профильного университета, окруженного эффективной научной инфраструктурой, составляющего ядро научно-образовательного каркаса и ориентированного на потребности отраслевого кластера. Ярким примером является федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (далее - СГАУ), которое летом 2013 года вошло в число 15 ведущих вузов страны. Условием на право получения финансирования СГАУ для реализации мероприятий, способствующих продвижению в международных рейтингах, является наличие неотъемлемой составляющей профильного университета - центра для одаренных детей.
Эффективность работы ведущих кластеров Самарской области определяет развитое инновационное поле региона, в рамках которого человеческий капитал становится важнейшим условием производства технологических инноваций. В связи с чем поддержка молодых талантов как способ воспроизводства интеллектуальной элиты - это вложение в будущее региона.
Губернатором Самарской области Меркушкиным Н.И. в послании депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона 17.12.2014 поставлена задача создания образовательного учреждения инновационного типа - центра для одаренных детей.
Целью создания центра для одаренных детей в Самарской области (далее - Центр) является выявление, развитие, поддержка одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Задачи Центра:
формирование инновационной образовательно-исследовательской платформы: "детский сад - базовая школа - Центр - вуз - технопарк - предприятие";
расширение сети инновационных учреждений, в том числе специализированных, ведущих работу с одаренными детьми и молодежью;
привлечение в высшую школу региона наиболее талантливых школьников, мотивированных к научно-инновационной деятельности;
проектирование и внедрение новых перспективных моделей работы с одаренными детьми и молодежью;
выявление и привлечение талантливых учащихся из других территорий.
Субъектами внешнего взаимодействия Центра являются: центры молодежного инновационного творчества, центры одаренных детей регионов Российской Федерации, вузы Самарской области и ведущие университеты России и мира, Совет работодателей Самарской области, промышленные предприятия, научно-исследовательские центры.