Последние исследования современной педагогической науки свидетельствуют о том, что необходимо создание условий для раннего развития детей в организациях дошкольного образования. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), рассматривается и развивается преимущественно как общая универсальная способность, а с возрастом и развитием ребенка эта способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности в условиях организации среднего общего образования.
Работа с талантливыми детьми начинается с 5 - 6-х классов в базовых школах, которые являются площадками по отработке технологий моделей и методов работы с одаренными детьми. С восьмого класса лучшие школьники образовательных организаций посредством единого конкурсного отбора зачисляются на постоянную учебу в Центр.
Комплектование Центра осуществляется ежегодно в июле - августе. В едином конкурсном отборе могут принимать участие учащиеся образовательных организаций Самарской области, других регионов ПФО и России, выразившие желание учиться в Центре, направленные образовательной организацией по рекомендации педагогов, преподавателей вузов, научных руководителей.
Вне конкурсного набора в Центр зачисляются победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, на профильные направления обучения соответствующие профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад профильным направлениям обучения определяется Центром.
Обучающимися Центра являются учащиеся 8 - 11-х классов образовательных организаций Самарской области и других регионов ПФО, проявивших способности к изучению физико-математических и естественно-научных дисциплин, изучающие английский язык и успешно прошедшие единый конкурсный отбор в Центр.
Контингент обучающихся Центра на первом этапе - 320 учащихся старших классов, в том числе учащиеся образовательных организаций других регионов ПФО и России.
В целях приглашения к обучению одаренных детей из других регионов ПФО и России при поддержке Правительства Самарской области Центром проводятся дни открытых дверей, всероссийские конкурсные мероприятия интеллектуальной направленности, учебно-тренировочные сборы и летние школы - на бесплатной основе для детей, прошедших конкурсный отбор, на платной основе для всех желающих повысить свой уровень подготовки по отдельным предметам или подготовиться к участию в олимпиадах.
Подготовка обучающихся в Центре ведется с 8-го класса с обязательным углубленным изучением английского языка по четырем профильным направлениям:
физико-математическое;
химико-биологическое;
инженерно-изобретательское и робототехническое;
информационно-технологическое.
По каждому профильному направлению в каждой возрастной параллели формируются группы численностью 10 человек (по 2 группы в каждой возрастной параллели).
Центр является образовательной организацией с круглосуточным пребыванием обучающихся.
Организация образовательного процесса в Центре ориентирована на систему обучения в высшей школе. Это обеспечивает непрерывность образования и его преемственность, способствует психологической адаптации школьников к продолжению обучения в вузе.
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса в Центре являются:
лекционная система занятий по профильным дисциплинам (обучающиеся на этих предметах объединяются по профильным направлениям);
групповые формы работы при выполнении практических занятий, лабораторных работ, в рамках проектной и исследовательской деятельности;
система индивидуальной подготовки и консультаций.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в Центре является прохождение обучающимися Центра практики на базе вузов, предприятий - кураторов, выполнение проектных заданий от предприятия-куратора, участие в совместных проектах с центрами молодежного инновационного творчества (далее - ЦМИТ), участие в конкурсных состязаниях (испытаниях) интеллектуальной, исследовательской направленностей регионального, всероссийского и международного уровня.
В Центре образовательный процесс осуществляется в рамках 6-дневной рабочей недели. Учебный процесс первой половины дня состоит из лекционных и групповых занятий. Во второй половине дня после обеденного перерыва обучающиеся Центра занимаются индивидуальной подготовкой, спортивной и досуговой деятельностью.
Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися направлена на развитие математического и инженерного мышления, способности к инновационной деятельности, формирование целостной картины мира, подготовку к предметным олимпиадам и конференциям различного уровня, и строится в тесном взаимодействии с ведущими вузами региона, советами молодых ученых, ЦМИТами. Особое место в данной работе занимает совершенствование навыков публичного представления и защиты своего проекта, формирование умения корректного и грамотного общения с членами конкурсных комиссий на различных испытаниях и состязаниях.
Раскрытие творческого потенциала учащихся, повышение их интеллектуального уровня, формирование навыков исследовательской деятельности осуществляют как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Обязательной составляющей профильной подготовки обучающихся Центра и научно-исследовательской составляющей образовательного процесса является возможность выездов лучших учащихся на учебно-тренировочные сборы за пределы региона (за счет бюджета региона) и организация дистанционного обучения преподавателями высшей школы российского и международного уровня.
Большое внимание в Центре планируется уделять развитию олимпиадного движения и подготовке к олимпиадам высокого уровня. Достижения обучающихся в олимпиадах должны быть одними из важных показателей качества образования в Центре.
В целях поддержки интенсивности интеллектуальной деятельности ежемесячной стипендией за счет средств областного бюджета поощряются обучающиеся Центра, которые продемонстрировали высокие результаты при выполнении проектных заданий, исследовательских работ, стали победителями и призерами в конкурсных мероприятиях интеллектуальной, исследовательской направленности регионального, всероссийского и международного уровня. Размер вознаграждения варьируется от 3000 до 5000 рублей в зависимости от уровня достижения.
Кроме того ведущие производственные предприятия Самарской области оказывают финансовую поддержку обучающимся Центра через персональные стипендии и гранты для учащихся, показавших по итогам учебного года высокие результаты в учебной деятельности, занявших призовые места в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах областного, всероссийского и международного уровней.
На базе Центра организуется работа очно-заочных школ по различным профильным направлениям для всех мотивированных учащихся общеобразовательных организаций Самарской области (с охватом детей не менее 200 человек в год): на бесплатной основе для детей, прошедших конкурсный отбор, на платной основе для всех желающих повысить свой уровень подготовки по отдельным предметам или подготовиться к участию в олимпиадах, в том числе для учащихся 7 и 8 классов.
Заочный режим реализуется через дистанционное обучение, в рамках которого слушателям будет предоставлена возможность выбора темпа и времени обучения в соответствии с выбранной программой курса и режимом обучения.