ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 4 сентября 2015 года N 555


Об утверждении Концепции создания центра для одаренных детей в Самарской области


     В целях выявления и поддержки одаренных детей и обеспечения условий для организации обучения, развития научной, исследовательской деятельности и творческих способностей одаренных детей на базе современной инновационной школы Правительство Самарской области

     постановляет:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания центра для одаренных детей в Самарской области.
     2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки в Самарской области (Пылева).
     3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
     4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.Нефедов


Утверждена
Постановлением Правительства Самарской области
от 4 сентября 2015 года N 555

Концепция создания центра для одаренных детей в Самарской области



I. Введение


     Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.
     Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.
     Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поставлена задача создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
     В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений.
     Анализ имеющихся теоретических подходов позволяет в качестве отправного использовать следующее понятие одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Данный подход к пониманию одаренности означает, что при ее изучении недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать личность одаренного ребенка в целом и способствовать ее развитию.
     В Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) прослеживаются три основных подхода к работе с одаренными детьми:
     эксклюзивное образование одаренных детей, когда отдельное внимание уделяется созданию сети учреждений, работающих с одаренными детьми: президентских лицеев, школ-интернатов и школ на базе научно-исследовательских центров, ресурсных центров. Так, в Нижегородской области в 1997 году основано государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат "Центр одаренных детей", в Республике Марий Эл в 2009 году открыт Центр по работе с одаренными детьми на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат", в Республике Мордовия в 2010 году создано государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия "Республиканский лицей Центр для одаренных детей", в Оренбургской области с 2000 года существует государственное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья", в Пензенской области с 2011 года - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области "Губернский лицей - интернат для одаренных детей", в Республике Татарстан с 2012 года функционирует IT-лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";
     инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы: такого подхода придерживаются в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Саратовской и Ульяновской областях;
     многоуровневая и многофункциональная образовательная среда для развития одаренных детей - ведущее направление в Кировской области и Пермском крае. Здесь работа с одаренными детьми ведется через разветвленную систему дополнительного образования.
     Интенсивно идет в ПФО изучение и диссеминация лучшего национального и зарубежного педагогического опыта по работе с одаренными детьми, в частности Республики Сингапур, связанные с тем, что сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук.
     В Самарской области широко используются прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми: осуществляют свою деятельность гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные и творческие состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры и науки, организуются занятия в очно-заочных школах для учащихся по разным отраслям знаний, проводятся учебно-тренировочные сборы по подготовке к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, осуществляются в рамках научно-практических конференций школьников исследовательские проекты и краеведческие экспедиции.
     Однако в условиях современных вызовов, стоящих перед регионом, накопленный опыт в работе с одаренными детьми нуждается в дальнейшем развитии.
     Самарская область традиционно является регионом с мощным экономическим и научным потенциалом, в котором ведущими являются кластеры: аэрокосмический, автомобильный, медицинских и фармацевтических технологий, перспективными сферами экономики - химия и нефтехимия, IT-технологии, новые материалы, лазерные технологии и другие. Жизнеспособность кластерной структуры Самарского региона определяет наличие ведущего для кластера профильного университета, окруженного эффективной научной инфраструктурой, составляющего ядро научно-образовательного каркаса и ориентированного на потребности отраслевого кластера. Ярким примером является федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (далее - СГАУ), которое летом 2013 года вошло в число 15 ведущих вузов страны. Условием на право получения финансирования СГАУ для реализации мероприятий, способствующих продвижению в международных рейтингах, является наличие неотъемлемой составляющей профильного университета - центра для одаренных детей.
     Эффективность работы ведущих кластеров Самарской области определяет развитое инновационное поле региона, в рамках которого человеческий капитал становится важнейшим условием производства технологических инноваций. В связи с чем поддержка молодых талантов как способ воспроизводства интеллектуальной элиты - это вложение в будущее региона.
     Губернатором Самарской области Меркушкиным Н.И. в послании депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона 17.12.2014 поставлена задача создания образовательного учреждения инновационного типа - центра для одаренных детей.
     Целью создания центра для одаренных детей в Самарской области (далее - Центр) является выявление, развитие, поддержка одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
     Задачи Центра:
     формирование инновационной образовательно-исследовательской платформы: "детский сад - базовая школа - Центр - вуз - технопарк - предприятие";
     расширение сети инновационных учреждений, в том числе специализированных, ведущих работу с одаренными детьми и молодежью;
     привлечение в высшую школу региона наиболее талантливых школьников, мотивированных к научно-инновационной деятельности;
     проектирование и внедрение новых перспективных моделей работы с одаренными детьми и молодежью;
     выявление и привлечение талантливых учащихся из других территорий.
     Субъектами внешнего взаимодействия Центра являются: центры молодежного инновационного творчества, центры одаренных детей регионов Российской Федерации, вузы Самарской области и ведущие университеты России и мира, Совет работодателей Самарской области, промышленные предприятия, научно-исследовательские центры.

II. Структура и принципы работы Центра


     Последние исследования современной педагогической науки свидетельствуют о том, что необходимо создание условий для раннего развития детей в организациях дошкольного образования. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), рассматривается и развивается преимущественно как общая универсальная способность, а с возрастом и развитием ребенка эта способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности в условиях организации среднего общего образования.
     Работа с талантливыми детьми начинается с 5 - 6-х классов в базовых школах, которые являются площадками по отработке технологий моделей и методов работы с одаренными детьми. С восьмого класса лучшие школьники образовательных организаций посредством единого конкурсного отбора зачисляются на постоянную учебу в Центр.
     Комплектование Центра осуществляется ежегодно в июле - августе. В едином конкурсном отборе могут принимать участие учащиеся образовательных организаций Самарской области, других регионов ПФО и России, выразившие желание учиться в Центре, направленные образовательной организацией по рекомендации педагогов, преподавателей вузов, научных руководителей.
     Вне конкурсного набора в Центр зачисляются победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, на профильные направления обучения соответствующие профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад профильным направлениям обучения определяется Центром.
     Обучающимися Центра являются учащиеся 8 - 11-х классов образовательных организаций Самарской области и других регионов ПФО, проявивших способности к изучению физико-математических и естественно-научных дисциплин, изучающие английский язык и успешно прошедшие единый конкурсный отбор в Центр.
     Контингент обучающихся Центра на первом этапе - 320 учащихся старших классов, в том числе учащиеся образовательных организаций других регионов ПФО и России.
     В целях приглашения к обучению одаренных детей из других регионов ПФО и России при поддержке Правительства Самарской области Центром проводятся дни открытых дверей, всероссийские конкурсные мероприятия интеллектуальной направленности, учебно-тренировочные сборы и летние школы - на бесплатной основе для детей, прошедших конкурсный отбор, на платной основе для всех желающих повысить свой уровень подготовки по отдельным предметам или подготовиться к участию в олимпиадах.
     Подготовка обучающихся в Центре ведется с 8-го класса с обязательным углубленным изучением английского языка по четырем профильным направлениям:
     физико-математическое;
     химико-биологическое;
     инженерно-изобретательское и робототехническое;
     информационно-технологическое.
     По каждому профильному направлению в каждой возрастной параллели формируются группы численностью 10 человек (по 2 группы в каждой возрастной параллели).
     Центр является образовательной организацией с круглосуточным пребыванием обучающихся.
     Организация образовательного процесса в Центре ориентирована на систему обучения в высшей школе. Это обеспечивает непрерывность образования и его преемственность, способствует психологической адаптации школьников к продолжению обучения в вузе.
     Основными формами организации учебно-воспитательного процесса в Центре являются:
     лекционная система занятий по профильным дисциплинам (обучающиеся на этих предметах объединяются по профильным направлениям);
     групповые формы работы при выполнении практических занятий, лабораторных работ, в рамках проектной и исследовательской деятельности;
     система индивидуальной подготовки и консультаций.
     Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в Центре является прохождение обучающимися Центра практики на базе вузов, предприятий - кураторов, выполнение проектных заданий от предприятия-куратора, участие в совместных проектах с центрами молодежного инновационного творчества (далее - ЦМИТ), участие в конкурсных состязаниях (испытаниях) интеллектуальной, исследовательской направленностей регионального, всероссийского и международного уровня.
     В Центре образовательный процесс осуществляется в рамках 6-дневной рабочей недели. Учебный процесс первой половины дня состоит из лекционных и групповых занятий. Во второй половине дня после обеденного перерыва обучающиеся Центра занимаются индивидуальной подготовкой, спортивной и досуговой деятельностью.
     Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися направлена на развитие математического и инженерного мышления, способности к инновационной деятельности, формирование целостной картины мира, подготовку к предметным олимпиадам и конференциям различного уровня, и строится в тесном взаимодействии с ведущими вузами региона, советами молодых ученых, ЦМИТами. Особое место в данной работе занимает совершенствование навыков публичного представления и защиты своего проекта, формирование умения корректного и грамотного общения с членами конкурсных комиссий на различных испытаниях и состязаниях.
     Раскрытие творческого потенциала учащихся, повышение их интеллектуального уровня, формирование навыков исследовательской деятельности осуществляют как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
     Обязательной составляющей профильной подготовки обучающихся Центра и научно-исследовательской составляющей образовательного процесса является возможность выездов лучших учащихся на учебно-тренировочные сборы за пределы региона (за счет бюджета региона) и организация дистанционного обучения преподавателями высшей школы российского и международного уровня.
     Большое внимание в Центре планируется уделять развитию олимпиадного движения и подготовке к олимпиадам высокого уровня. Достижения обучающихся в олимпиадах должны быть одними из важных показателей качества образования в Центре.
     В целях поддержки интенсивности интеллектуальной деятельности ежемесячной стипендией за счет средств областного бюджета поощряются обучающиеся Центра, которые продемонстрировали высокие результаты при выполнении проектных заданий, исследовательских работ, стали победителями и призерами в конкурсных мероприятиях интеллектуальной, исследовательской направленности регионального, всероссийского и международного уровня. Размер вознаграждения варьируется от 3000 до 5000 рублей в зависимости от уровня достижения.
     Кроме того ведущие производственные предприятия Самарской области оказывают финансовую поддержку обучающимся Центра через персональные стипендии и гранты для учащихся, показавших по итогам учебного года высокие результаты в учебной деятельности, занявших призовые места в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах областного, всероссийского и международного уровней.
     На базе Центра организуется работа очно-заочных школ по различным профильным направлениям для всех мотивированных учащихся общеобразовательных организаций Самарской области (с охватом детей не менее 200 человек в год): на бесплатной основе для детей, прошедших конкурсный отбор, на платной основе для всех желающих повысить свой уровень подготовки по отдельным предметам или подготовиться к участию в олимпиадах, в том числе для учащихся 7 и 8 классов.
     Заочный режим реализуется через дистанционное обучение, в рамках которого слушателям будет предоставлена возможность выбора темпа и времени обучения в соответствии с выбранной программой курса и режимом обучения.

III. Кадровое обеспечение работы Центра и материально-техническое оснащение


     В Центре и базовых школах работают учителя, прошедшие конкурсный отбор и последующее повышение квалификации по направлению работы с одаренными детьми.
     Непосредственное руководство Центром осуществляет директор, который имеет трех заместителей: по учебно-воспитательной, научно-методической и административно-хозяйственной работе.
     Лекционную работу и руководство научно-исследовательскими проектами на договорной основе осуществляют преподаватели высшей школы ведущих профильных вузов Самарской области, Российской Федерации и ученые международного уровня.
     Коллективную и индивидуальную работу учащихся сопровождают тьютеры и преподаватели-предметники, работающие в Центре на постоянной основе.
     Для организации воспитательной работы, досуговой и спортивной деятельности обучающихся, психолого-педагогического сопровождения одаренности, обеспечения работы интернатного учреждения в штат Центра включаются воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования, IT-специалисты, обслуживающий персонал.
     Заработная плата преподавателей, работающих на постоянной основе в Центре, состоит из основной части (оплата за ежемесячную нагрузку) и стимулирующих доплат, размер и период выплат которых зависит от уровня достижений воспитанников, а также от степени участия самого педагога в диссеминации лучшего педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
     В Центре создаются необходимые условия проживания и обучения, в том числе бесплатное пятиразовое питание.
     В нормативах финансового обеспечения деятельности Центра проведен учет педагогического сопровождения одаренных детей, которое осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам.
     Комплекс Центра включает: учебные корпуса, здание обсерватории, гостиницу для детей и преподавателей, школьное кафе, физкультурно-спортивную и рекреационную зоны. Все зоны комплекса Центра соединены крытыми переходами.
     На въезде на территорию Центра оборудован пропускной пункт.
     Учебный корпус предусматривает не менее:
     двух лекционных аудиторий (на 80 человек каждая), оснащенных современным интерактивным оборудованием, позволяющим проводить онлайн-видеотрансляции;
     четырех учебных кабинетов для групповых занятий на 10 человек каждый (все кабинеты оснащены интерактивным и мультимедийным оборудованием);
     двух кабинетов с выделением в каждом 10 частично изолированных зон для индивидуальной работы (оснащенных компьютерным оборудованием с подключением к высокоскоростному Интернету);
     двух лабораторий по химии, двух лабораторий по физике, лаборатории по биологии и лаборатории по микробиологии;
     двух инженерных лабораторий и мастерской по экспериментальной физике;
     одного кабинета психоэмоциональной разгрузки (сенсорной комнаты).
     Самостоятельным крылом (башней) учебного корпуса является обсерватория, башня которой венчается подвижным куполом. На первом и втором этажах обсерватории находятся две учебные комнаты для работы 10 человек.
     Образовательная среда Центра насыщена современным учебным и IT-оборудованием. Каждый обучающийся Центра и преподаватель обеспечен персональным компьютером (планшетом).
     Для проведения теле- и видеоконференций в Центре оборудован конференц-зал на 420 мест, который может трансформироваться в актовый зал.
     Физкультурно-оздоровительный комплекс Центра состоит из:
     многозального спортивного корпуса: спортивного зала для игровых видов спорта, тренажерного зала (для занятий 20 человек), зала для учебно-тренировочных занятий борьбой и восточными единоборствами. Для каждого зала предусмотрено дополнительное помещение для расстановки вспомогательного оборудования, медицинского кабинета (на 1 место);
     двух универсальных спортивных площадок на открытом воздухе.
     Гостиница Центра предусматривает размещение 240 обучающихся с двухместным проживанием и индивидуальное размещение 10 преподавателей.
     В гостинице имеются комнаты отдыха и приема пищи.
     В Центре предусмотрен медицинский блок, в который входит кабинет врача, процедурный, стоматологический кабинеты и изолятор на 6 мест.
     Школьное кафе Центра рассчитано на 250 посадочных мест с необходимым оборудованием и подсобными помещениями.

IV. Этапы создания Центра, прогнозируемые результаты и ожидаемые эффекты


     На первом этапе (2015 - 2016 годы) реализации настоящей Концепции предполагается разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность Центра, механизм финансового обеспечения деятельности Центра, использовать ресурсы государственного бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов "Самарский областной лицей-интернат" (далее - Самарский областной лицей-интернат) с целью выявления, отбора одаренных детей, организации очно-заочных школ, учебно-тренировочных сборов, каникулярных профильных смен.
     Второй этап (с 2017 года) реализации Концепции предполагает практическое внедрение разработанных положений.
     Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей в Самарской области:
     формирование эффективной системы выявления и поддержки одаренных учащихся;
     обеспечение работы Центра в качестве ресурсного центра по работе с одаренными детьми;
     увеличение численности одаренных детей и талантливой молодежи, занимающих призовые места во всероссийских и международных конкурсах и участвующих в соревнованиях, олимпиадах, конкурсных мероприятиях по различным направлениям деятельности;
     обобщение и диссеминация опыта работы коллектива Центра позволит обогатить деятельность педагогов региона;
     увеличение количества инновационных проектов с участием одаренных детей и талантливой молодежи в общем количестве проектов, реализуемых на территории субъектов инновационной инфраструктуры;
     создание системы сопровождения индивидуальной образовательной траектории;
     сокращение оттока одаренной молодежи из региона посредством формирования индивидуальных планов профессиональной самореализации в инновационных секторах экономики региона.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»