N п/п | Наименование показателя | Значение показателя по годам | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 (оценка) | ||
1. | Выручка Кластера, млрд. рублей | 40,05 | 50,4 | 55,8 | 58,6 |
2. | Доля Кластера в ВРП, % | 1,5 | 2 | 3,5 | 3,5 |
3. | Доля продаж продукции Кластера в объеме мирового рынка, % | 0,8 | 1,1 | 1,3 | 1,4 |
4. | Численность работников организаций-участников Кластера, тыс. человек | 45 | 45 | 45 | 45 |
5. | Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, единиц | 1 878 | 3 285 | 4 692 | 5500 |
6. | Средняя выработка на одного работника организаций-участников Кластера, млн. рублей на человека в год | 0,89 | 1,12 | 1,24 | 1,39 |
7. | Объем инвестиционных затрат организаций-участников Кластера, млрд. рублей | 2,9 | 3,51 | 4,06 | 4,29 |
8. | Общий объем инвестиций в развитие Кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, млрд. рублей | 3,36 | 3,99 | 4,95 | 6,31 |
9. | Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками Кластера, млрд. рублей | 0,133 | 0,169 | 0,218 | 0,240 |
10. | Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, млрд. рублей | 11,96 | 12,45 | 12,76 | 13,21 |
11. | Стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, приобретенных организациями-участниками Кластера друг у друга, млн. рублей | 6 570 | 8 350 | 9 100 | 12 000 |
--------------------------------
<5> По данным годовых отчетов организаций-участников Кластера, указанных в приложении 1 к Подпрограмме.
Вышеизложенное свидетельствует о значительной диспропорции в Кластере - большое количество занятых работников на предприятиях Кластера при относительно невысокой производительности труда. Следовательно, важнейшей задачей, которая стоит перед Кластером в настоящее время, является повышение производительности труда (выработки) и оптимизация численности сотрудников предприятий Кластера, в том числе путем создания (выведения из предприятий Кластера) новых бизнесов на инновационной основе.
Основу Кластера составляют предприятия ракетно-космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации. Особенность Кластера состоит в том, что на территории одного региона сконцентрирован полный цикл производства всего спектра аэрокосмической техники. В настоящее время предприятия Кластера разрабатывают и производят космические летательные аппараты, авиационные и ракетные двигатели, агрегаты и комплектующие для авиационной техники, осуществляют техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и силовых агрегатов.
Так называемыми якорными предприятиями Кластера являются АО "РКЦ "Прогресс", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Авиакор - авиационный завод", АО "Авиаагрегат", ОАО "Агрегат", ОАО "ЕПК Самара", ОАО "Научно-исследовательский институт "Экран" и другие (полный перечень организаций-участников Кластера приведен в приложении 1 к Подпрограмме).
Научную основу Кластера обеспечивают специализированные конструкторские бюро, научно-исследовательские и инновационно-внедренческие организации. Особое место среди них занимает федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (далее - СГАУ), на базе которого работает суперкомпьютерный центр "Сергей Королев" - единственный центр в России, специализирующийся в области авиаракетостроения, двигателестроения и космического машиностроения, а также Поволжский центр космической геоинформатики и Центр приема космической информации.
АО "РКЦ "Прогресс" - флагман ракетно-космического производства Самарской области. Предприятие является одним из участников проекта создания космодрома Куру на северо-востоке Южной Америки (Французская Гвиана) и обеспечивает разработку, создание и эксплуатацию ракет-носителей "Союз". Ракеты-носители "Союз" являются единственным средством доставки пилотируемых космических аппаратов на орбиту и транспортных кораблей на Международную космическую станцию.
АО "РКЦ "Прогресс" - ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. Всего запущено более 1800 ракет-носителей и 980 космических аппаратов разработки этого предприятия.
Для обеспечения запусков с космодрома "Восточный" пилотируемых, грузовых кораблей и автоматических космических аппаратов АО "РКЦ "Прогресс" создана двухступенчатая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности. Перспективным направлением деятельности предприятия является создание автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, а также аппаратов научного назначения. Кроме того, в АО "РКЦ "Прогресс" организовано производство многоцелевого легкомоторного самолета "Рысачок", который может эффективно использоваться как для перевозки малых грузов и пассажиров, так и в специальных целях - для транспортировки лежачих больных, нужд сельского хозяйства, при воздушном патрулировании, поисково-спасательных операциях, для аэрофотосъемки и экологического мониторинга.
Ядром авиационного направления Кластера является ОАО "Авиакор - авиационный завод" - крупнейшее в России частное авиастроительное предприятие. ОАО "Авиакор - авиационный завод" входит в холдинг "Русские машины", который объединяет машиностроительные активы группы компаний "Базовый элемент". Основная сфера деятельности завода - строительство, ремонт и обслуживание самолетов Ту-154М и Ан-140-100. В 2010 году самолет Ан-140-100 признан лауреатом Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России". По своим характеристикам самолет Ан-140-100 способен составить конкуренцию иностранным аналогам, которые не адаптированы к условиям низких температур и грунтовым взлетно-посадочным полосам аэродромов. В настоящее время три лайнера Ан-140-100 успешно эксплуатируются авиакомпанией "Якутия". Самолет производится также для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Перспективным проектом ОАО "Авиакор - авиационный завод" может стать организация на собственной площадке производства турбовинтового самолета Ил-114. Данный самолет является универсальной транспортной платформой для создания различных типов воздушных судов - пассажирских, грузовых, грузо-пассажирских, специального назначения (патрульные, медицинские, для аэрофотосъемки и другие). Уникальной особенностью этого самолета является то, что все комплектующие к нему производятся в России.
В 2011 году в результате реструктуризации двигателестроительного сегмента Кластера на основе нескольких предприятий Самарской области была создана единая компания - ОАО "КУЗНЕЦОВ", входящее в структуру ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация". ОАО "КУЗНЕЦОВ" является основным производителем двигателей для космических пилотируемых аппаратов, стратегической авиации, газоперекачивающих станций, теплоэлектростанций. В настоящее время ОАО "КУЗНЕЦОВ" - это интегрированная структура, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания продукта: разработка, серийное производство, вывод на рынок и продажи, логистическая поддержка в эксплуатации. ОАО "КУЗНЕЦОВ" активно восстанавливает свои позиции на международной арене. Двигатели производства ОАО "КУЗНЕЦОВ" используются для выведения на орбиту ракет-носителей "Антарес" (Taurus II).
ОАО "КУЗНЕЦОВ" совместно со СГАУ подготовлен проект создания модельного ряда газотурбинных двигателей на базе универсального газогенератора высокой энергетической эффективности.
Также ОАО "КУЗНЕЦОВ" совместно с ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") создан опытный образец магистрального газотурбовоза ГТ1-001 с двигателем НК-361, работающим на сжиженном природном газе.
АО "Авиаагрегат" - специализированное предприятие по проектированию и изготовлению шасси и рулевых приводов самолетов, гидроцилиндров для дорожной, строительной, сельскохозяйственной техники, поглощающих аппаратов для железнодорожных вагонов, вязкостных муфт для автомобильных двигателей. ОАО "Авиаагрегат" входит в состав холдинга "Авиационное оборудование", который был создан в 2009 году по решению Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (далее - Государственная корпорация "Ростехнологии").
Основными направлениями развития ОАО "Авиаагрегат" в аэрокосмической сфере являются серийное производство взлетно-посадочных устройств и гидроцилиндров для летательных аппаратов Ту-204/214, Ил-96, Ил-76МД90А, Ил-112В, Ка-62, Ан-148, "Рысачок", DA-42, разработка взлетно-посадочных устройств и гидроцилиндров для летательных аппаратов МС-21, SSJ-100, NG, Як-152, "МТА", "ПАК ДА", "Минога", Ми-8, Ми-28, импортозамещение взлетно-посадочных устройств, в том числе для самолета SSJ-100, производство комплектующих изделий и ремонт взлетно-посадочных устройств модификаций Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ан-32, Ан-24, Ан-72, Ан-74, Ту-204, Ту-214 и других.
Основным видом деятельности ОАО "Агрегат" является проектирование, изготовление, ремонт и испытание авиационной трубопроводной арматуры. За время своего существования на предприятии разработано более 700 наименований агрегатов авиационной трубопроводной арматуры, которыми комплектуют практически все находящиеся в эксплуатации воздушные суда как гражданского, так и военного назначения, в том числе Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ан-148, Ан-140, Ан-124, Бе-200, Ил-96-400, Ил-114, Ил-476, МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-29, Су-35, Ту-160, ПС-90.
С 1990 года ОАО "Агрегат" изготавливает ряд изделий для газоперекачивающих станций и газоперекачивающих силовых агрегатов по заказам ОАО "Газпром". Однако доля заказов ОАО "Газпром" в общем объеме производства не превышает 1%.
ОАО "Металлист-Самара" осуществляет производство узлов для ракетно-космической и авиационной техники, для газоперекачивающих агрегатов и электростанций, ремонт узлов авиационной техники. ОАО "Металлист-Самара" входит в ОАО "Группа компаний "Техоборонпром".
Продукция ОАО "Металлист-Самара" применяется на ракетах-носителях "Зенит", "Ангара", "Протон", "Атлас 5", а также на авиационных двигателях самолетов Ил-95-300, Ил-86, Ту-204, Ту-154.
ОАО "Металлист-Самара" производит металлические звукопоглощающие сотовые конструкции для авиационных двигателей, камер сгорания и узлов приводов газоперекачивающих агрегатов и электростанций, систем подготовки воздуха и выхлопа для газоперекачивающих агрегатов и электростанций.
ОАО "ЕПК Самара" является основным предприятием Европейской подшипниковой корпорации, специализирующимся на производстве подшипников для двигателей самолетов и вертолетов, включая крупногабаритные подшипники, подшипники с витыми роликами и шарнирные подшипники, которые производятся также на ОАО "ЕПК Москва", ОАО "ЕПК Волжский", ОАО "ЕПК Саратов". Продукция ОАО "ЕПК Самара" применяется во всех авиационных двигателях отечественного производства. ОАО "ЕПК Самара" производит более 5000 наименований шариковых и роликовых подшипников. Волжский филиал ОАО "ЕПК Самара" специализируется на производстве конических подшипников, а также высокоточных шпиндельных подшипников.
ОАО "ЕПК Самара" поставляет продукцию не только на двигателестроительные предприятия городского округа Самара (например, ОАО "КУЗНЕЦОВ"), но и в Санкт-Петербург, Башкирию, Татарстан, Москву и другие регионы России.
ОАО "Салют" является производителем деталей бронезащиты для самолетов и вертолетов, специализируется на механической обработке и сварке металлов, механосборочных работах для различных отраслей машиностроения.
ОАО "Салют" входит в состав ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". В настоящее время ОАО "Салют" располагает высокопроизводительным металлообрабатывающим оборудованием производства Германии, Словакии, Швейцарии и США, современной линией гальванопокрытий.
В 2011 году проведена модернизация литейного производства.
Технический потенциал и накопленный ОАО "Самарский завод "Экран" опыт позволяют на собственной производственной базе осуществить полный цикл изготовления сложных радиотехнических устройств: оборудования для радиорелейных комплексов, антенн и оборудования для радиовещательных передатчиков.
ОАО "Самарский завод "Экран" оказывает комплекс услуг по разработке и изготовлению технологической оснастки, инструментов, приспособлений, по изготовлению и механической обработке изделий, штамповке, гальванированию и серебрению, ремонту и проверке контрольно-измерительных приборов и аппаратуры.
Ключевой проблемой Кластера наряду с низкой в сравнении с зарубежными аэрокосмическими кластерами производительностью труда является низкая доля продукции Кластера на мировом рынке аэрокосмической техники и технологий.
По оценкам экспертов, мировой аэрокосмический рынок составляет в настоящее время около 4 трлн. рублей. Доля продукции Кластера составляет 1,1% (для сравнения: доля кластера "ASIS" ("АСИС") - 2,5%, "bavARIa" ("БавАрия") - 7,4%, общая доля ведущих аэрокосмических кластеров России - 5%). Предполагается, что до 2018 года объем мирового аэрокосмического рынка увеличится примерно в 1,6 раза.
Таким образом, перед Кластером стоит важная задача по увеличению доли продукции на мировом аэрокосмическом рынке. С учетом выполнения предприятиями Кластера преимущественно государственных заказов, которые имеют конечную финансовую емкость, а также невысокой емкости российского рынка аэрокосмической продукции (около 200 млрд. рублей, по данным на начало 2012 года) необходимо развивать и совершенствовать продукты, востребованные на мировом рынке, емкость которого существенно выше.
Текущее положение Кластера на мировом рынке в разрезе ключевых его продуктов представлено в таблицах 3, 4.
Таблица 3