Действующий

Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Самарской области, на 2014 - 2018 годы (с изменениями на 13 марта 2017 года)

1.2. Цели, задачи и основные направления развития сферы труда, занятости и миграционной политики на территории Самарской области

     Основными целями государственной политики, направленной на развитие сферы труда, занятости и миграции на территории Самарской области, являются обеспечение развития кадрового потенциала области, повышение трудовой мобильности рабочей силы, создание сбалансированного по спросу и предложению рынка труда, реализация права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, развитие социального партнерства.
     Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
     создание условий для повышения качества трудовых ресурсов;
     содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
     совершенствование системы привлечения и использования иностранной рабочей силы;
     обеспечение безопасных условий труда;
     развитие системы социального партнерства и содействие в защите трудовых прав граждан.
     Исходя из целей и задач развития сферы труда, занятости и миграционной политики на территории Самарской области предусматривается реализация следующих приоритетных направлений.
     В целях выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики, повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятия управленческих решений ежегодно осуществляется разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Самарской области в разрезе видов экономической деятельности на ближайшие три года.
     С учетом слабо сформированной мотивации населения к востребованным, но не престижным профессиям важным направлением деятельности является содействие популяризации рабочих специальностей и корректировка существующей системы профессиональной ориентации. В этой связи предусматривается решение задачи развития системы профессиональной ориентации населения Самарской области как в части осуществления межведомственного взаимодействия, так и в части расширения категорий и увеличения численности получателей профориентационных услуг.
     Существующая проблема профессионально-квалификационного дисбаланса между спросом и предложением на рабочую силу на рынке труда частично решается посредством организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан. Развитие системы профессионального обучения безработных граждан будет осуществляться в целях повышения его качества и эффективности за счет использования современных образовательных технологий, в том числе дистанционной формы обучения.
     Предметом особого внимания является реализация системы государственных гарантий гражданам в осуществлении права на труд и защиту от безработицы.
     Главной задачей является содействие вовлечению в эффективную занятость безработных граждан, в том числе обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда.
     Политика в области социальной защиты уязвимых групп населения должна сопровождаться адресными мерами по активизации их вовлечения в процессы на рынке труда. Следует расширять возможности для успешной занятости инвалидов, выпускников, потерявших работу граждан пенсионного и предпенсионного возраста, женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и ряда других категорий граждан.
     Решение проблемы по расширению занятости категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, требует комплексного подхода, осуществления межведомственного взаимодействия различных органов государственной власти Самарской области, разработки и реализации соответствующих нормативных правовых актов.
     В настоящее время необходима выработка комплексного подхода к осуществлению миграционной политики на территории Самарской области.
     В первую очередь требуется развитие отдельных уровней инфраструктуры миграционной политики Самарской области в целях обеспечения качественного ее функционирования. На данном этапе предполагается создание ряда структур, которые в совокупности с действующими будут обеспечивать более эффективное и качественное функционирование отдельных уровней структуры миграционной политики региона, в частности уровня безопасности и уровня оказания услуг.
     Главным ориентиром деятельности при решении задачи по использованию возможности международной и межрегиональной трудовой миграции для сохранения и развития квалифицированного кадрового потенциала региона является регулирование привлечения в регион квалифицированной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, а также реализации государственной программы Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014 - 2018 годы.
     Решение вопросов сокращения территориального дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда возможно при реализации системных мер, направленных на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости с учетом структурных сдвигов в реальном секторе экономики региона, стимулирование в области маятниковой трудовой миграции.
     В решении вопроса повышения качества рабочих мест и трудовой жизни населения области актуальным является создание целостной и эффективной системы управления качеством рабочих мест, включающей:
     развитие социального партнерства и социальной ответственности на рынке труда, повышение мотивации работодателей на улучшение качества рабочих мест;
     значимость роли социальной экспертизы в определении качества рабочих мест;
     повышение производительности труда мотивированной и квалифицированной рабочей силы через повышение уровня оплаты труда и создание безопасных условий труда.
     Модернизация управления охраной труда позволит перейти от системы реагирования на уже произошедшие неблагоприятные события и материальной компенсации последствий этих событий к системе оценки и управления профессиональными рисками и устранению причин опасных происшествий, от системы формальных наказаний за несоответствие требованиям действующего законодательства в сфере охраны труда к системе экономических стимулов обеспечения безопасных условий труда работников и внедрения безопасных технологий, от системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, основанной на формальных страховых тарифах, рассчитанных по усредненным показателям по виду экономической деятельности, в которой заняты работники, к системе страхования, основанной на индивидуальных тарифах, рассчитанных по фактическим показателям профессионального риска на предприятии, в организации.
     Одной из важных задач станет создание современной системы управления охраной труда как составной части системы менеджмента предприятий и организаций Самарской области. Только комплексное решение экономических и социальных вопросов, в том числе вопросов охраны труда и здоровья персонала, повышение уровня безопасности труда, является важнейшим элементом создания прибыльного и динамично развивающегося бизнеса.
     Курс на переход от низкой безработицы к эффективной занятости региона диктует необходимость развития институциональной среды, стратегических партнерств и инфраструктуры регионального рынка труда, наращивания потенциала государственного регулирования, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, основанной на принципе обеспечения баланса интересов всех субъектов рынка труда.
     Результатом развития партнерских отношений между органами власти различного уровня, работодателями, профсоюзами и объектами инфраструктуры регионального рынка труда будет являться обеспечение активного участия всех социальных партнеров в разрешении проблем регионального рынка труда, содействие работодателям в выполнении норм социальной ответственности, для чего необходимо:
     создание эффективной системы представительства работодателей, усиление роли профсоюзов и институтов гражданского общества в процессе регулирования социально-трудовых отношений (в том числе в рамках коллегиальных органов, созданных на принципах социального партнерства), что будет содействовать принятию обоснованных и взвешенных решений по вопросам социальной направленности;
     проведение взаимных консультаций сторон социального партнерства при принятии решений, нормативных правовых и локальных актов по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, организация совместного обучения представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования отношений в сфере труда и занятости;
     формирование имиджа социально ответственных работодателей, создание стимулов для улучшения качества рабочей силы и рабочих мест, поддержка всех участников рынка труда с социально ответственным поведением;
     обеспечение защиты работников посредством создания равных конкурентных условий труда и занятости.
     Также предстоит сформировать основу взаимовыгодного сотрудничества государственной службы занятости населения с частными агентствами занятости и кадровыми службами организаций, в том числе по вопросам трудоустройства граждан вне территории их постоянного проживания.
     Финансирование мероприятий, обеспечивающих развитие сферы труда, занятости и миграционной политики на территории Самарской области, будет осуществляться исходя из возможностей областного бюджета.