Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы городского округа Самара "Самара социальная" на 2016 - 2018 годы (с изменениями на 27 декабря 2018 года)



1. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на ведомственном уровне программным методом


Социальная ориентированность, социальная направленность всегда стояли в ряду важнейших приоритетов государственной политики. Сложившееся в обществе разделение на богатых и бедных, выигрышное положение наиболее обеспеченных и экономически активных групп населения по сравнению с многочисленной группой людей, которые в силу возраста, состояния здоровья или иных объективных причин, не способны самостоятельно обеспечить себе и своим близким состояние материального и, как следствие, социального благополучия неизбежно ведет к нарастанию социальной напряженности, дискомфорта.


В Самаре при общей численности населения в 1 171,6 тыс. человек 356,1 тыс. (30,4%) составляют пенсионеры, среди которых столь заслуженные категории, как ветераны войны и труда, 99,8 тыс. человек (8,5%) являются людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе более 3 тысяч детей инвалидов. Учитывая приведенную информацию, социальная поддержка населения является одной из основных функций муниципального управления, призванной защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчать их последствия, не вызывает сомнений. Формирование и реализация социальной политики осуществляется путем установления социальных гарантий, механизма их реализации, а также выполнением функций предоставления различных видов поддержки социально незащищенным группам населения, повышением уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, гарантирования равного доступа к качественным социальным услугам.


Согласно изменениям в законодательстве Российской Федерации реализация полномочий в сфере социальной защиты населения отнесена к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.


Администрация городского округа Самара, понимая значимость социальной проблемы, на протяжении многих лет реализует право предоставлять дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа Самара, за счет средств бюджета муниципального образования, причем перечень этих мер расширяется.


В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 28.01.2009 N 45 "О предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, зарегистрированным на территории городского округа Самара, пострадавшим в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций либо оказавшимся в трудной жизненной ситуации", постановлением Главы городского округа Самара от 26.02.2009 N 170 "Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета городского округа Самара, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в городском округе Самара", Уставом городского округа Самара Самарской области, Законом Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области", Законом Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области", постановлением Администрации городского округа Самара от 15.07.2013 N 711 "Об утверждении Положения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории городского округа Самара", постановлением Администрации городского округа Самара от 14.06.2013 N 581 "Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения отдельным категориям граждан, проживающим на территории городского округа Самара" и иными муниципальными правовыми актами на Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) возложены полномочия по организации предоставления выплат отдельным категориям граждан, проживающим в городском округе Самара. Кроме того, реализация функций по социальной политике проводится и через подведомственные Департаменту учреждения.


(в ред. Постановлений Администрации городского округа Самара от 03.06.2016 N 754, от 05.07.2016 N 902, от 19.09.2016 N 1260)


В условиях предельной ограниченности бюджетных ресурсов большое значение имеет перспективное бюджетное планирование по расходованию бюджетных обязательств на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств.


Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является переход на программно-целевой принцип организации деятельности. Программа основывается на увязке процесса бюджетирования с конкретными программными результатами, ориентированными на достижение стратегической цели, единство стратегического, среднесрочного и текущего планирования.