(с изменениями на 2 ноября 2021 года)
(в ред. Законов Самарской области от 09.03.2016 N 37-ГД, от 11.07.2016 N 105-ГД, от 20.03.2017 N 31-ГД, от 17.07.2017 N 78-ГД, от 20.03.2019 N 27-ГД, от 17.03.2021 N 16-ГД, от 02.11.2021 N 87-ГД)
Принят
Самарской Губернской Думой
28 октября 2014 года
Настоящим Законом в соответствии со статьями 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются правовые основы проведения органами местного самоуправления в Самарской области оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
(в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
оценка регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта (далее - оценка регулирующего воздействия) - процедура, направленная на выявление положений проекта муниципального нормативного правового акта, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местного бюджета;
(в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
экспертиза муниципального нормативного правового акта (далее - экспертиза) - процедура, направленная на выявление в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
уполномоченный орган - орган местного самоуправления, структурное подразделение органа местного самоуправления, созданный в органе местного самоуправления совещательный орган либо должностное лицо органа местного самоуправления, уполномоченные на проведение оценки регулирующего воздействия и экспертизы (далее - уполномоченный орган);
(в ред. Закона Самарской области от 17.07.2017 N 78-ГД)
публичные консультации - форма изучения и учета мнений субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, экспертного сообщества, организаций, осуществляющих защиту и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, к компетенции которых относятся вопросы, вынесенные на обсуждение иных заинтересованных лиц;
(в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
участники публичных консультаций - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения), государственные органы Самарской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
(в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
разработчик проекта муниципального нормативного правового акта - орган местного самоуправления, структурное подразделение органа местного самоуправления либо должностное лицо органа местного самоуправления, а также субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования.
(в ред. Закона Самарской области от 17.07.2017 N 78-ГД)
1. Целями оценки регулирующего воздействия являются анализ проблем и целей правового регулирования, а также выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, подвергающихся воздействию правового регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта правового регулирования.
Целями экспертизы являются анализ проблем и целей правового регулирования, а также выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подвергающихся воздействию правового регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта правового регулирования.
(часть 1 в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
2. При проведении оценки регулирующего воздействия и экспертизы проводятся публичные консультации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
(в ред. Закона Самарской области от 17.07.2017 N 78-ГД)
3. Задачами проведения публичных консультаций по проектам муниципальных нормативных правовых актов являются:
а) максимальное вовлечение в процесс обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов участников публичных консультаций, а также учет их интересов;
б) обеспечение прозрачности процедур разработки проектов муниципальных нормативных правовых актов (в том числе информирование заинтересованных лиц и групп), подотчетность, объективность и независимость выбора респондентов;
в) установление сроков обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов, достаточных для того, чтобы все заинтересованные лица и группы имели возможность подготовить и высказать аргументированную позицию.
1. Оценка регулирующего воздействия проводится разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта и уполномоченным органом в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности.
(абзац введен Законом Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
1.1. Оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:
а) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
б) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения;
в) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
(п. "в" введен Законом Самарской области от 17.03.2021 N 16-ГД)
(часть 1.1 введена Законом Самарской области от 09.03.2016 N 37-ГД)
2. Оценка регулирующего воздействия проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте муниципального нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе устанавливающие ранее не предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местного бюджета;
(в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, или способствует установлению положений, которые могут предусматривать обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местного бюджета;
(в ред. Закона Самарской области от 02.11.2021 N 87-ГД)
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта не содержит положений, предусмотренных пунктами "а" и "б" части 2 настоящей статьи. К проектам муниципальных нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия относятся также проекты муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в муниципальные нормативные правовые акты высокой и средней степени регулирующего воздействия, направленные исключительно на приведение положений данных муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и (или) нормативными правовыми актами Самарской области (в случае если текст проекта муниципального нормативного правового акта воспроизводит (дублирует) положения норм федерального законодательства и (или) положения нормативного правового акта Самарской области либо предусматривает признание утратившими силу отдельных норм муниципального нормативного правового акта в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством и (или) нормативными правовыми актами Самарской области).
(п. "в" в ред. Закона Самарской области от 17.07.2017 N 78-ГД)
2.1. В случае наличия в одном проекте муниципального нормативного правового акта положений, относящихся к разным степеням регулирующего воздействия, такой проект должен быть отнесен к проекту более высокой степени регулирующего воздействия, положения которой в нем предусмотрены или предположительно должны быть в нем отражены.
(часть 2.1 введена Законом Самарской области от 20.03.2019 N 27-ГД)
3. Оценка регулирующего воздействия включает следующие этапы:
а) проведение разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта публичных консультаций по проекту нормативного правового акта. При проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в муниципальные нормативные правовые акты высокой и средней степени регулирующего воздействия, направленные исключительно на приведение положений данных муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и (или) нормативными правовыми актами Самарской области (в случае если текст проекта муниципального нормативного правового акта воспроизводит (дублирует) положения норм федерального законодательства и (или) положения нормативного правового акта Самарской области либо предусматривает признание утратившими силу отдельных норм муниципального нормативного правового акта в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством и (или) нормативными правовыми актами Самарской области), публичные консультации не проводятся;
(п. "а" в ред. Закона Самарской области от 17.07.2017 N 78-ГД)
б) подготовка разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта отчета о проведении оценки регулирующего воздействия;