ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 ноября 2014 года №676
В целях приведения нормативных правовых актов Самарской области в соответствие с требованиями действующего законодательства Правительство Самарской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 23.06.2010 №282 «Об утверждении Положения об организации специальных (школьных) перевозок учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в Самарской области» следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
«Об организации специальных (школьных) перевозок учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) в Самарской области»;
в пункте 1:
после слова «учреждений» дополнить словом «(организаций)»;
дополнить подпунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий по подготовке работников образовательного учреждения (организации), осуществляющих школьные перевозки школьными автобусами, к безопасной работе и школьных автобусов к безопасной эксплуатации.»;
Положение об организации специальных (школьных) перевозок учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) в Самарской области изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
дополнить Перечнем мероприятий по подготовке работников образовательного учреждения (организации), осуществляющих школьные перевозки школьными автобусами, к безопасной работе и школьных автобусов к безопасной эксплуатации в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Пылева).
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель Правительства
Самарской области
А.П. Нефёдов
Положение об организации специальных (школьных) перевозок учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (организаций) в Самарской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные требования к организации специальных (школьных) перевозок, использованию школьных автобусов, повышению безопасности дорожного движения, по обеспечению прав и законных интересов учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок (далее - школьные перевозки) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях) в Самарской области (далее - образовательные учреждения (организации), а также обязанности и ответственность должностных лиц и работников образовательных учреждений (организаций), управляющих школьными автобусами (далее - водители), осуществляющих организацию и перевозку учащихся школьными автобусами.
В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:
школьные перевозки - организованные перевозки учащихся, не относящиеся к перевозкам общего пользования: доставка учащихся в образовательные учреждения (организации), развоз учащихся по окончании занятий, специальные перевозки групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
школьные автобусы - автобусы, предназначенные для осуществления школьных перевозок.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090 (далее - ПДД), Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177, Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 № 20, Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденными руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации от 21.09.2006, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
1.3. Образовательные учреждения (организации), не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, заключают договоры на техническое обслуживание и ремонт автобусов со специализированными организациями, имеющими соответствующий сертификат, а на медицинское обеспечение и охрану автобусов с организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Образовательные учреждения (организации), обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, и имеющие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, организуют школьные перевозки самостоятельно.
1.4. Автобусы, используемые для осуществления школьных перевозок, должны соответствовать требованиям «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» ГОСТ Р 51160-98.
Школьный автобус должен быть укомплектован:
двумя легкосъемными огнетушителями, один из которых должен размещаться в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне автобуса;
квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 ПДД «Дети», которые должны быть установлены впереди и сзади автобуса (сторона квадрата опознавательного знака должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);
двумя медицинскими аптечками;
не менее чем двумя противооткатными упорами;
знаком аварийной остановки, выполненным по ГОСТ Р 41.27.
При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние вышеуказанной комплектации автобуса.
1.5. Эксплуатация школьных автобусов осуществляется согласно перечню документов, указанных в приложении к настоящему Положению.
2. Требования к организации деятельности по обеспечению безопасности школьных перевозок
2.1. К требованиям по обеспечению безопасности школьных перевозок образовательными учреждениями (организациями) относятся:
обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников образовательных учреждений (организаций), осуществляющих школьные перевозки;
обеспечение соответствия школьных автобусов, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
обеспечение безопасных условий школьных перевозок.
2.2. При организации работы, направленной на обеспечение безопасности школьных перевозок, образовательное учреждение (организация) осуществляет контроль за соблюдением требований, установленных настоящим пунктом, а также мероприятий по подготовке работников образовательного учреждения (организации), осуществляющих школьные перевозки, к безопасной работе и школьных автобусов к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в Перечне мероприятий по подготовке работников образовательного учреждения (организации), осуществляющих школьные перевозки школьными автобусами, к безопасной работе и школьных автобусов к безопасной эксплуатации (далее - Перечень), утверждаемом постановлением Правительства Самарской области.
Образовательное учреждение (организация) или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в пунктах 1.3 - 1.6, 2.3 - 2.6 Перечня, в отношении должностного лица образовательного учреждения (организации), ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Образовательное учреждение (организация) или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 1.7 Перечня, в отношении должностного лица образовательного учреждения (организации), ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев.
Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.
2.3. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) образовательное учреждение (организация) осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
В случае ДТП с участием школьных автобусов, принадлежащих образовательному учреждению (организации), образовательное учреждение (организация) проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.
Образовательное учреждение (организация) осуществляет указанный анализ в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
3. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников образовательных учреждений (организаций), осуществляющих школьные перевозки
3.1. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается:
при проведении профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей;
посредством контроля за состоянием здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы;
прохождением инструктажа по безопасности школьных перевозок.
3.2. Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением школьных автобусов (за исключением водителей), достигается:
проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением школьных автобусов (за исключением водителей);
проведением в установленном порядке аттестации должностного лица образовательного учреждения (организации), ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
3.3. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников образовательного учреждения (организации), непосредственно связанных с движением школьных автобусов, проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Образовательное учреждение (организация):
1) обязано:
обеспечить контроль состояния здоровья водителей школьных автобусов, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей;
осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
2) имеет право в случае обнаружения признаков ухудшения состояния здоровья водителя, угрожающего безопасности движения, направить его на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование;
3) обеспечивает:
документальный учет и анализ результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций;
контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
3.5. Образовательное учреждение (организация) обязано обеспечить водителей следующей информацией:
о погодных условиях движения на маршруте;
о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
о местах стоянки школьных автобусов;
о телефонах дежурных частей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения Госавтоинспекции) по маршруту движения;
об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации школьных автобусов при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений ПДД, правил технической эксплуатации школьных автобусов и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей образовательного учреждения (организации);
о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением школьных автобусов и порядке связи с этими пунктами;
о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения школьных автобусов по независящим от него причинам;
о маршруте движения школьного автобуса, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на школьных маршрутах.
3.6. Информация, указанная в пункте 3.5 настоящего Положения, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
3.7. Вводный инструктаж проводится со всеми водителями школьных автобусов при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
общие сведения об образовательном учреждении (организации) (размер и структура парка школьных автобусов, виды осуществляемых перевозок);
требования по организации и безопасной эксплуатации школьных автобусов, предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность в данном образовательном учреждении (организации);
правила внутреннего трудового распорядка;
порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния школьного автобуса;
пассажировместимость;
особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;
основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
документы, необходимые для осуществления перевозок учащихся.
3.8. Предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения.
В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки школьных автобусов;
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов подразделений Госавтоинспекции, диспетчерских пунктов;
условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
безопасность движения в период каникул учащихся;
информация об изменениях в организации школьных перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений;
меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения школьного автобуса по независящим от него причинам (при перевозке учащихся по школьным маршрутам);
особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения;
особенности подачи школьного автобуса к месту посадки учащихся;
особенности посадки и высадки учащихся, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими учащихся.
3.9. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями школьных автобусов два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления школьных автобусов в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
3.10. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями школьных автобусов при необходимости срочного доведения до них информации в случаях:
вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.
3.11. Образовательному учреждению (организации) запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением школьными автобусами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
3.12. Образовательным учреждением (организацией) осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся образовательным учреждением (организацией) в течение не менее трех лет.
3.13. Образовательным учреждением (организацией) к управлению школьными автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
4. Обеспечение безопасности эксплуатируемых школьных автобусов
Образовательное учреждение (организация) обязано обеспечить:
безопасность школьных автобусов, используемых для выполнения школьных перевозок, в процессе эксплуатации;
защиту школьных автобусов от актов незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
проведение предрейсового контроля технического состояния школьных автобусов;
организацию технического обслуживания и ремонта используемых школьных автобусов в соответствии с предписаниями изготовителя.
Для выполнения школьных перевозок необходимо использовать школьные автобусы, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
Школьный автобус, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090, не может допускаться к выполнению школьных перевозок без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
Запрещается выпуск на линию школьных автобусов, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном контроле технического состояния школьного автобуса и месте его проведения фиксируются в путевых листах.
Контроль технического состояния школьных автобусов при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником образовательного учреждения (организации), осуществляющим допуск школьных автобусов к эксплуатации.
5. Обеспечение безопасных условий организации школьных перевозок
5.1. Маршруты школьных перевозок организуются на автомобильных дорогах I - IV категорий.
Школьные перевозки на участках дорог V категории могут быть организованы на подъездах к сельским населенным пунктам школьными автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда школьных автобусов в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения с соблюдением ПДД и требований безопасности, предъявляемых к школьным автобусам.
5.2. Организация движения по школьному маршруту, проходящему через нерегулируемый железнодорожный переезд, осуществляется по согласованию с владельцем данного переезда.
5.3. Запрещается отклонение от установленного схемой школьного маршрута пути следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута (кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения).
5.4. Образовательное учреждение (организация) должно проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных графиком движения школьного автобуса на обслуживаемых ими школьных маршрутах, анализировать причины несоблюдения водителем графика движения и при необходимости корректировать график движения.
5.5. Перевозка учащихся школьными автобусами должна осуществляться с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении колонны патрульными автомобилями подразделений Госавтоинспекции - старшим наряда сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
5.6. Об организации школьных перевозок уведомляются подразделения Госавтоинспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
6. Порядок обследования школьных автобусных маршрутов
6.1. В целях оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, по территории которых проходят школьные автобусные маршруты, могут быть созданы комиссии, которые производят их обследование перед открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение о возможности эксплуатации действующих и открытии новых школьных автобусных маршрутов.
6.2. В случае несоответствия действующих школьных автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения руководителями уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований на основании соответствующего заключения по обследованию данных маршрутов в трехдневный срок принимаются решения о временном прекращении автобусного движения на этих школьных маршрутах или закрытии школьного маршрута, о чем немедленно информируются руководители образовательных учреждений (организаций), осуществляющих школьные перевозки.
7. Обязанности руководителя образовательного учреждения (организации), осуществляющего школьные перевозки
Руководитель образовательного учреждения (организации) при организации школьных перевозок школьными автобусами, в ведении которого они находятся, обязан:
7.1. Составить и утвердить на каждый маршрут школьных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и особенностей дорожных условий. Паспорт и схема маршрута должны быть согласованы с подразделениями Госавтоинспекции и с владельцами автомобильных дорог. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий. Паспорт маршрута составляется по форме, установленной для маршрутов автобусного транспорта общего пользования.
7.2. Разрабатывать графики движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом соблюдения режима труда и отдыха водителей, регламентируемого действующими нормативными документами.
Графики движения школьных автобусов должны утверждаться руководителем образовательного учреждения (организации), осуществляющего школьные перевозки, и вывешиваться в образовательных учреждениях (организациях), в которые доставляются учащиеся.
Графики движения школьных автобусов на каждый маршрут составляются после установления маршрутов, количества рейсов, марок школьных автобусов, скоростей движения по участкам маршрутов.
Графики движения школьных автобусов и режим работы водителей должны обеспечивать:
своевременную доставку учащихся в образовательное учреждение (организацию) и обратно;
безопасность перевозки учащихся;
соблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
7.3. Осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения графика движения и норм предельной пасаажировместимости школьных автобусов, соответствия пути движения школьных автобусов установленным маршрутам школьных перевозок.
Движение школьных автобусов на маршрутах организуется в строгом соответствии с разработанными графиками. Количество рейсов в сутки определяется из расчета доставки учащихся к месту учебы и обратно.
7.4. Утверждать списки учащихся, нуждающихся в подвозе, с указанием их места жительства и наименований автобусных остановок.
7.5. Допускать к школьным перевозкам водителя школьного автобуса и закреплять школьный автобус за ним соответствующим приказом.
7.6. Назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении школьных перевозок работника образовательного учреждения (организации), прошедшего инструктаж по охране труда, специальное обучение и аттестованного в установленном порядке.
7.7. Назначать сопровождающих лиц из числа работников образовательного учреждения (организации) и обеспечивать их инструктаж по вопросам безопасности дорожного движения и правилам оказания первой медицинской помощи.
7.8. Разрабатывать и утверждать для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП, и осуществлять контроль за их исполнением.
7.9. Не допускать использование школьных автобусов не по назначению (перевозки для хозяйственных нужд, участие в мероприятиях, не связанных с перевозкой детей, и т.п.).
7.10. Обеспечить:
каждого водителя, выполняющего школьные перевозки, путевым листом, графиком движения по маршруту школьных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков;
проведение технического обслуживания и ремонта школьных автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
проведение занятий или инструктажей по требованиям безопасности и правилам поведения учащихся при осуществлении школьных перевозок;
проведение ежедневного предрейсового инструктажа водителя по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности;
проведение ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей;
ежедневный контроль технического состояния школьных автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки с обязательной отметкой в путевом листе должностного лица, ответственного за техническое состояние школьных автобусов, об их технической исправности;
стоянку школьных автобусов в местах, исключающих возможность бесконтрольного доступа к ним посторонних лиц (гаражи, охраняемые территории и др.), в условиях, обеспечивающих их сохранность, защиту от противоправных действий, в том числе террористического характера, а также возможность проведения технического обслуживания школьных автобусов и подготовку их к рейсу;
охрану школьных автобусов в местах стоянки при проведении экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством.