Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам природного газа. В условиях прогнозируемого сокращения спроса на природный газ в странах Европейского союза большое значение приобретает расширение внутреннего рынка, перспективным сегментом которого является природный газ, используемый в качестве моторного топлива, в компримированном и сжиженном виде.
Основным потребителем такого топлива является автомобильный транспорт.
В Самарской области газозаправочная инфраструктура на 01.01.2024 будет представлена сетью из 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), реализующих компримированный природный газ (далее - КПГ), в таких городах, как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, в п. Курумоч и с. Белозерки муниципального района Красноярский, а также 1 многотопливной заправочной станцией с модулем КПГ в г. Похвистнево.
Развитие рынка КПГ характеризуют два ключевых показателя: увеличение объема потребления КПГ на транспорте через региональную заправочную сеть и рост количества транспортных средств, использующих КПГ в качестве моторного топлива. Так, объем потребления КПГ на транспорте с 2014 года вырос в 6 раз и составил на начало 2023 года 29,98 млн. куб. м. Количество транспортных средств, использующих КПГ в качестве моторного топлива, в Самарской области, по данным ежегодной отчетности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД МВД России), выросло с 2014 года более чем в 4 раза и составило на начало 2023 года 3516 единиц. Однако доля транспорта на КПГ при этом в общем количестве транспорта в Самарской области невелика - 0,26% на начало 2023 года.
Согласно оценке ООО "Газпром газомоторное топливо" по итогам 2022 года Самарская область занимает 17-е место по объему потребления КПГ на транспорте среди 72 оцениваемых субъектов Российской Федерации. К 2026 году планируется увеличение данного показателя с 29,98 до 34,0 млн. куб. м.
Компримированный природный газ в качестве моторного топлива используют в основном для заправки городских и пригородных автобусов, легковых и грузовых малотоннажных автомобилей, коммунальной техники, имеющих незначительный радиус обслуживания и возможность дозаправки в течение рабочего дня на АГНКС.
Данные виды транспорта, работающие на традиционных видах топлива, являются основным источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, объем которых, по данным Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, за 2022 год составил 69,59 тыс. тонн, в том числе выбросы от автотранспорта - 68,59 тыс. тонн. Внедрение газомоторной техники способствует уменьшению негативного влияния транспорта на состояние окружающей среды.
Основными факторами, сдерживающими развитие рынка КПГ, являются:
недостаточное количество заправочных станций КПГ, расположенных в зоне оптимальной транспортной доступности;
отсутствие или незначительные объемы производства техники, использующей КПГ в качестве моторного топлива, а также более высокая покупная цена такой техники по сравнению с ценой техники, использующей традиционные виды топлива;
низкие темпы переоборудования автотранспортных средств для использования КПГ в качестве моторного топлива;
возникновение у организаций, эксплуатирующих технику, использующую КПГ в качестве моторного топлива, дополнительных расходов на модернизацию производственной базы и подготовку персонала;
недостаточное количество сертифицированных центров, предлагающих услуги по переоборудованию техники для использования КПГ в качестве моторного топлива, ее обслуживанию и ремонту;
недостаточная информированность бизнеса о преимуществах использования КПГ в качестве моторного топлива.