Действующий

Об утверждении Концепции развития кластера промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Самарской области до 2020 года и Плана мероприятий по развитию кластера промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Самарской области до 2020 года (с изменениями на 16 декабря 2016 года)

4.1. Основные принципы концепции Кластера и основные риски


     В основе концепции Кластера лежат следующие принципы, стимулирующие развитие Кластера:
     1. Участие органов исполнительной власти Самарской области в развитии Кластера осуществляется в форме инициации создания Кластера, консалтинга, финансовой поддержки кластерных инициатив. Необходимо финансирование Кластера на этапе его создании. Важны стартовый импульс и в дальнейшем мотивация субъектов Кластера к самофинансированию. Средняя длительность этапа создания Кластера, требующего финансового участия органов исполнительной власти Самарской области, оценивается экспертами в три года: 18 месяцев и возможная пролонгация финансового участия по итогам оценки начала развития Кластера еще на 18 месяцев. В то же время при создании новых производств в структуре Кластера меры государственной поддержки могут превышать период создания Кластера.
     2. Кластер создается вокруг «компаний-двигателей», в том числе крупных инновационных участников (активаторов деятельности Кластера).
     3. Кластер должен быть открыт и привлекателен для всех компаний. Поэтому необходимо, например, установление по решению собрания участников Кластера доступных для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов членских взносов.
     4. Необходимость фокусирования усилий органов исполнительной власти Самарской области и субъектов Кластера на активации Кластера, а не на его создании.
     5. Базирование Кластера на общих концептуальных основах конкурентоспособности.
     Основными рисками, препятствующими развитию Кластера, являются:
     «изолированность» Кластера: отдаленность от инноваций и новых проектов, реализуемых в сфере строительства и производства строительных материалов в Российской Федерации и за рубежом, недоступность Кластера для новых потенциальных участников;
     отсутствие стабильных поставщиков сырья и других ресурсов (кадровых, транспортных, топливно-энергетических), необходимых для нормального функционирования Кластера;
     неустойчивость в финансовом обеспечении деятельности Кластера;
     неразвитость дискуссионной базы внутри Кластера для определения ключевых сфер деятельности и формирования комплекса детальных мер, требующих поддержки в рамках Кластера;
     монополизация деятельности внутри Кластера, препятствующая его развитию.
     В целях ограничения риска недостижения целей создания Кластера на стартовой фазе необходимо формирование группы так называемых кластерообразующих субъектов, не только характеризующихся надежностью и предрасположенностью к инновациям, но и нацеленных на обеспечение внутрикластерной стабильности. Данная группа должна способствовать определению компаниями своего отношения к Кластеру. Одним из преимуществ потенциальных субъектов соответствующей группы может быть располагаемые ими обширная сеть и (или) география сбыта продукции. Определение первых конкретных и видимых проектов в рамках развития Кластера для демонстрации итоговых выгод, по оценкам экспертов, должно осуществляться в течение шести-девяти месяцев после запуска Кластера.