Себестоимость продукции в строительной индустрии формируется, в основном, за счет сырьевой составляющей. Цены на сырье в последние годы растут достаточно высокими темпами из-за монополизации добывающих отраслей и увеличения железнодорожных тарифов.
На территории Самарской области расположены большие запасы разнообразного минерально-строительного сырья промышленных категорий: строительный камень, песчано-гравийный материал, песок строительный и силикатный, кирпично-черепичное сырье, гипс и ангидрит, керамзитовое сырье, аглопоритовые глины, стекольное сырье, битумсодержащие породы, тугоплавкие глины, цементное сырье (глинистое сырье, опоки).
Так, по данным министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, к распределенным фондам недр относятся указанные в таблице 7 полезные ископаемые.
Таблица 7
Распределенные фонды полезных ископаемых на территории Самарской области
Вид ископаемого, единица измерения | Место нахождения | Запасы | ||
категории | категории | забалансовые запасы | ||
Гипс и ангидрит (тысяч тонн) | Муниципальный район Клявлинский | 812 | ||
Муниципальный район | 15354 | 3739 | ||
Муниципальный район | 5083 | 26075 | ||
Итого | 21249 | 29814 | ||
Глина тугоплавкая (тысяч тонн) | г. Чапаевск | 6688 | ||
Строительные камни (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 2481 | ||
Муниципальный район | 2054 | |||
Муниципальный район | 117546 | |||
Муниципальный район | 269 | |||
Муниципальный район | 28793 | 30715 | ||
Муниципальный район | 80424 | |||
г. Жигулевск | 10307 | |||
Муниципальный район | 487 | |||
Итого | 229086 | 33196 | 10794 | |
Известняки для | Муниципальный район | 1178 | 8141 | |
Муниципальный район | 6473 | |||
Итого | 7651 | 8141 | ||
Глина керамзитовая (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 14158 | 9916 | 6656 |
Муниципальный район | 1343 | |||
Муниципальный район | 5175 | |||
Итого | 20676 | 9916 | 6656 | |
Глина кирпично-черепичная | Муниципальный район | 6843 | ||
Муниципальный район | 12722 | 559 | ||
Муниципальный район | 2783 | |||
Муниципальный район | 7550 | |||
г. Тольятти | 4265 | |||
Муниципальный район | 22 | |||
Муниципальный район | 1382 | |||
Итого | 35567 | 559 | ||
Строительные пески (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 34239 | 23295 | 700 |
Муниципальный район | 6464 | 1089 | ||
Муниципальный район | 45173 | 9213 | ||
Муниципальный район | 30599 | 39095 | ||
Муниципальный район | 2238 | 6315 | ||
г. Самара | 4124 | 2741 | ||
Муниципальный район | 754 | |||
Муниципальный район | 3065 | |||
г. Чапаевск и | 11782 | |||
Муниципальный район Безенчукский | 18135 | |||
Муниципальный район | 552 | |||
Итого | 157125 | 77918 | 4530 | |
Песчано-гравийный материал (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 45 | ||
Муниципальный район | 11039 | |||
Итого | 11084 |
На территории региона также существуют нераспределенные фонды недр (таблица 8).
Таблица 8
Нераспределенные фонды недр на территории Самарской области
Вид ископаемого, единица измерения | Место нахождения | Запасы | ||
категорий | категории | забалансовые запасы | ||
Асфальтиты | Муниципальный район | 1876 | 136 | |
Гипс и ангидрит (тысяч тонн) | Муниципальный район | 48718 | ||
Муниципальный район | 13603 | |||
Муниципальный район | 45 | |||
Итого | 45 | 62321 | ||
Глина тугоплавкая | Муниципальный район | 10598 | ||
Мел (тысяч тонн) | Муниципальный район | 4440 | 5875 | 3210 |
Строительные камни (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 4497 | ||
Муниципальный район | 1400 | 830 | ||
Муниципальный район | 1620 | |||
Муниципальный район | 3463 | 322 | ||
Муниципальный район | 3242 | 1481 | ||
Муниципальный район Клявлинский | 746 | |||
Муниципальный район | 1181 | 2601 | ||
Муниципальный район | 363 | 500 | ||
Итого | 10395 | 6439 | 5412 | |
Глина аглопритовая (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 2781 | ||
Известняки для обжига на известь (тысяч тонн) | Муниципальный район | 4837 | ||
Муниципальный район | 735 | |||
Итого | 5572 | |||
Глина керамзитовая (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 2842 | ||
Муниципальный район | 2408 | 2354 | ||
Муниципальный район | 6359 | |||
Итого | 5250 | 6359 | 2354 | |
Глина кирпично-черепичная (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 2496 | ||
Муниципальный район | 598 | 704 | ||
Муниципальный район | 1558 | 3255 | ||
г. Тольятти | 7168 | |||
Муниципальный район | 867 | 1501 | ||
Муниципальный район | 1992 | |||
Муниципальный район | 8177 | 925 | ||
Муниципальный район | 3922 | |||
Муниципальный район | 7046 | 363 | 602 | |
Муниципальный | 5802 | 1235 | ||
Муниципальный район | 3712 | |||
Муниципальный район | 868 | 1054 | ||
Муниципальный район | 112 | |||
Муниципальный район | 507 | |||
Муниципальный район | 1074 | |||
Муниципальный район Клявлинский | 1166 | |||
Муниципальный район | 2881 | |||
Муниципальный район | 1408 | |||
Муниципальный район | 436 | |||
Муниципальный район | 638 | |||
Муниципальный район | 2350 | 974 | ||
Муниципальный район | 1262 | 1186 | ||
Муниципальный район | 773 | |||
Итого | 55296 | 10143 | 1656 | |
Строительные пески (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 1316 | ||
Муниципальный район | 7686 | |||
Муниципальный район | 5200 | |||
Вдоль русла реки Волга | 25708 | |||
Итого | 9002 | 5200 | 25708 | |
Песчано-гравийный материал (тысяч кубических метров) | Муниципальный район | 1819 | ||
Муниципальный район | 946 | |||
Муниципальный район | 524 | |||
Итого | 3289 |
Самарская область входит в двадцатку крупнейших регионов, формирующих российский рынок щебня и гравия. Несмотря на то что с 2007 года регион существенно ухудшил свои позиции, объемы производства данной продукции в Самарской области остаются значительными и составляют более 1,5 млн. кубических метров в год. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ применяются в качестве заполнителя для тяжелого бетона, а также для дорожных (строительство автомобильных дорог, железнодорожное строительство) и других видов строительных работ. Однако основной особенностью развития, например, рынка щебня в Поволжье является нехватка сырьевых ресурсов для производства высококачественной продукции. На территории Приволжского федерального округа преимущественно распространены запасы известкового и гравийного щебня. Запасы качественного сырья (высокопрочного щебня) имеются только в Оренбургской области, Республике Башкортостан, а также в Самарской области. Однако в Самарской области запасы гранитного щебня находятся на территории национального парка «Самарская Лука», поэтому не могут добываться. Из-за недостаточного производства щебня нужного качества в Поволжье многие потребители крупнейших рынков сбыта Приволжского федерального округа предпочитают приобретать более качественный щебень с Урала. Состояние конкуренции в Самарской области оценивается на низком уровне и характеризуется недостаточным количеством производителей, что характерно для всех субъектов Приволжского федерального округа.
Из-за высокой стоимости транспортировки рынок производства инертных стройматериалов, как правило, имеет локальный (региональный), в крайнем случае, межрегиональный характер.
Высокие транспортные расходы на перемещение нерудных строительных материалов от продавца к покупателю существенно сужают географию поставок. Причем, несмотря на высокие транспортные затраты, конкуренция существует не только между предприятиями, но и между регионами. В особенности это касается высокопрочного щебня, который является наиболее востребованным на рынке.
В Поволжье не менее 40-50% поставок щебня осуществляется железнодорожным транспортом. Местное производство не способно удовлетворить потребности в щебне необходимого качества, поэтому требуются поставки из других регионов.
Основной проблемой развития рынка нерудных строительных материалов являются существующие ограничения транспортного сообщения, в том числе неразвитость логистических центров. Для обеспечения гарантированной, ритмичной доставки продукции потребителю практически все крупные производители используют парк собственных вагонов.
Отгрузка водным транспортом по-прежнему остается наиболее доступным видом транспортировки, но возможным лишь в период навигации. Доставка инертных материалов внутренним водным транспортом отличается достаточно высокой скоростью. С другой стороны, по воде можно доставить груз не в любой пункт назначения - возможности ограничены наличием транспортных водных артерий. Однако срок хранения щебня на причалах ограничен (в отличие от площадок перевалки щебня по железной дороге). Кроме того, если отгрузка по железной дороге ведется непосредственно из карьера, то для погрузки на баржи продукцию необходимо доставить до речного порта, как правило, автотранспортом. В случае большой удаленности производства от порта транспортные расходы клиента увеличиваются во много раз.
С учетом изложенного востребованными направлениями развития грузооборота и логистических центров остаются предложения по строительству объектов региональной транспортно-логистической системы (далее - РТЛС) и развитию транспортно-логистического комплекса Самарской области, предусмотренные Концепцией развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 23.10.2013 № 422. Строительство объектов РТЛС позволит создать транспортно-логистической комплекс на стыке основных транспортных направлений Запад - Восток и Север - Юг, который будет выполнять роль хаба по формированию (расформированию) и приему (отправлению) грузов. Создание объектов РТЛС и терминальной инфраструктуры также должно учитывать особенности производства, объемы потребления и поставок различными видами транспорта строительных материалов и изделий стройиндустрии. Особую значимость приобретает организация в Самарской области современных речных грузовых портов и коммуникаций, обеспечивающих эффективную транспортировку грузов как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.
На базе грузовых речных портов необходимо сформировать крупные терминалы по обработке нерудных строительных материалов, поставляемых с использованием речного транспорта, включая комплексы по хранению и сортировке сыпучих строительных материалов, мощности по дроблению на фракции гранитных и доломитных щебней.
Ситуация в сфере добычи, производства и реализации нерудных стройматериалов осложнена наличием следующих проблем:
1. Технологический уровень геологических изысканий, оценки месторождений, добычи и переработки нерудных строительных материалов отстает от мировых стандартов на 40-50 лет.
2. Имеет место значительное ухудшение горно-геологических условий залегания разрабатываемых месторождений. Осваиваемые месторождения в большинстве своем также характеризуются сложными горно-геологическими и горнотехническими условиями залегания. При этом практически повсеместно отмечается снижение качества добываемого сырья.
3. Низкая степень автоматизации производственных процессов и высокий износ оборудования на многих добывающих предприятиях, что не позволяет повышать качество продукции и расширить ее ассортимент. Если многие горные предприятия в развитых странах выпускают 10 и более видов нерудных строительных материалов, то среди отечественных предприятий лишь незначительная часть способна заметно расширить номенклатуру выпускаемой продукции.
4. Отсутствие в российском машиностроении производства машин и механизмов соответствующего направления (в особенности - мобильных комплексов на основе двухстадийного дробления).
5. Недостаток свободных финансовых ресурсов для покупки зарубежной техники и создания современных технологических линий.
6. Растущие удельные энерго- и материальные затраты.
7. Актуальной становится проблема комплексного использования отсевов дробления щебня в качестве потенциального сырья. Отсевы дробления накапливаются в отвалах, образуют плохо сформированные и постоянно пополняемые техногенные месторождения. Отвалы занимают значительные площади и создают угрозу окружающей среде. Отсевы дробления щебня - продукт, подвергшийся многократной переработке (измельчению), поэтому он наиболее эффективен для получения фракционированных песков, отдельных фракций или их смесей.
8. Одной из важной проблем развития рынка является высокая стоимость транспортировки нерудных материалов и непрерывный рост транспортных тарифов.
В целом отрасль производства строительных материалов потребляет более 20 видов минерального сырья, используя при этом свыше 100 наименовании? горных пород, и относится к крупнейшим горнодобывающим отраслям экономики России.
Сырьевой базой для производства строительных материалов служат различные виды минерального нерудного сырья, а также материалы, производимые предприятиями металлургической, химической и других отраслей промышленности. При этом анализ запасов общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области позволяет сделать вывод об имеющемся потенциале для восполнения дефицита сырья, используемого в производстве таких строительных материалов, как щебень, цемент, кирпич, гипс, стекло.
В рамках Кластера должна быть введена система координации максимально эффективного использования собственной (находящейся в Самарской области) минерально-сырьевой базы для производства традиционных и новых видов конструкций и материалов с применением энергоэффективных технологий. Причем в связи с высоким уровнем транспортных расходов объекты для организации новых добывающих производств инвесторы обычно подбирают в местах с относительно развитой транспортной инфраструктурой. Сегодня это является ключевым конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе.
Относительно обеспечения сырьем деревянного домостроения следует отметить риски развития отечественного лесопромышленного комплекса, которыми в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут стать недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, низкие инновационная активность, инвестиционная привлекательность, качество и конкурентоспособность российской продукции, в том числе на внешних рынках. Продукция российского производства уступает зарубежным аналогам ввиду устаревших, небезопасных для окружающей среды технологии?, которые не позволяют обеспечивать стандарт качества, а также увеличивают расход ресурсов (сырье, энергия, труд) на единицу продукции. Отрасль характеризуется дефицитом мощностей по производству продукции глубокой переработки, так как на действующих предприятиях резервы этих мощностей практически исчерпаны. В то же время сохраняется тенденция увеличения внутреннего потребления продукции лесопромышленного комплекса. Увеличение спроса на продукцию отрасли внутри страны обусловлено увеличением темпов роста доходов населения и торговли, возобновлением роста инвестиционной активности, увеличением объемов строительных работ.
Таким образом, в рамках Кластера необходима не только концентрация его участников на создании инновационных и модернизации существующих производств строительных материалов, но и изучение вопросов инвестирования средств в добывающую и лесоперерабатывающую отрасли, а также в создание эффективных логистических схем в целях обеспечения стабильных поставок сырья для производства строительных материалов, гарантирующих эксплуатацию производственных мощностей и обеспечение спроса объектами строительства.