Основное производство строительных материалов и изделий региона сконцентрировано вокруг крупных населенных пунктов, прежде всего, городов Самарской области: Самары, Тольятти, Жигулевска, Сызрани, Новокуйбышевска, Чапаевска, Кинеля.
Представляется возможным говорить о формировании трехядерной модели Кластера:
Самара-Кинель-Новокуйбышевск/Чапаевск;
Самара-Тольятти/Жигулевск;
Сызрань-Тольятти/Жигулевск.
Так, первое ядро «Самара-Кинель-Новокуйбышевск/Чапаевск» будет обеспечивать потребности южной части Самары, городов Новокуйбышевска, Чапаевска, Кинеля и южных районов Самарской области, а также частично обеспечивать формирующийся коридор Самарско-Тольяттинской агломерации.
Второе ядро «Самара-Тольятти/Жигулевск» будет обеспечивать потребности северной части Самары, частично города Тольятти, Самарско-Тольяттинской агломерации, частично города Жигулевска, северных, северо-восточных и восточных районов Самарской области.
Третье ядро «Сызрань-Тольятти/Жигулевск» будет обеспечивать потребности городов Сызрани, Октябрьска, частично городов Жигулевска и Тольятти, западных районов Самарской области.
Учитывая возможность доставки продукции не только автомобильным, железнодорожным, но и речным транспортом, следует также констатировать возможность обеспечения потребности, например, города Самара в том числе ядром Кластера «Сызрань-Тольятти/Жигулевск».
Два первых ядра с учетом численности населения, проживающего в охваченных ими населенных пунктах, предполагаются более мощными: в них планируется концентрация до 75% потенциала производственных мощностей Кластера.
Территорией Кластера предлагается определить территории следующих муниципальных образований в Самарской области: городские округа Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Жигулевск, Чапаевск, Кинель; муниципальные районы Волжский, Красноярский, Ставропольский, Безенчукский, Кинельский, Сызранский, Шигонский.
В рамках реализации Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года и интенсификации строительного рынка, вызванной в том числе увеличением количественного показателя ввода жилья более чем в 2 раза к 2020 году по отношению к соответствующему показателю в 2013 году, необходимо сформировать двухкомпонентную структуру кластера строительной индустрии региона:
кластер производства строительных материалов;
кластер крупнопанельного домостроения.
Для успешного функционирования кластеров желательно соблюдение трех условий:
наличие конкурентоспособных предприятий;
наличие у региона конкурентных преимуществ;
географическая концентрация и близость участников Кластера.
Для формирования кластера производства строительных материалов (в части конкурентоспособных предприятий) можно отметить наличие в Самарской области крупных производителей «традиционных» и производителей современных строительных материалов, реализацию инвестиционных проектов по модернизации действующих производств и созданию новых. Формирование же кластера крупнопанельного домостроения в Самарской области основано на функционировании в регионе крупных и вспомогательных малых строительных организаций, реализации в регионе проектов комплексного освоения территорий для жилищного строительства.
К конкурентным преимуществам Самарской области в части создания кластера производства строительных материалов можно отнести доступное сырье, наличие платежеспособного спроса на продукцию, наличие необходимой инфраструктуры; в части формирования кластера крупнопанельного домостроения - наличие поставщиков комплектующих и связанных с ними услуг, наличие производителей строительных материалов и необходимой для производства инфраструктуры.
Преимуществами для созданий вышеуказанных компонентов единого Кластера с точки зрения географической концентрации является то, что ключевые участники Кластера находятся вблизи друг от друга и имеют возможности для активного взаимодействия на единой территории.
Усиливает географическую концентрацию тенденция к постепенному усилению связей крупных городов, формированию агломерационных образований и развитию транзитных территорий между агломерационными центрами.
Повышение близости участников Кластера может быть осуществлено за счет:
активации связей в отраслевых образованиях - союзах и объединениях, некоммерческих партнерствах;
специализированных средств массовой информации (печатные издания, интернет - порталы, медийные проекты);
реализации крупных комплексных проектов, требующих высокой степени координации и кооперации.