Задачами настоящей Концепции являются:
анализ современного состояния регионального строительного рынка - фиксация проблем и перспектив;
построение рамочной модели кластерного взаимодействия субъектов строительного рынка региона;
разработка механизмов оценки и оперативного контроля развития субъектов Кластера и Кластера в целом;
разработка рекомендательных мер, механизмов и инструментов для органов исполнительной власти Самарской области в части формирования кластерной политики при реализации Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года.
С учетом задач настоящей Концепции целями развития Кластера являются:
создание условий для комплексного обеспечения строительной отрасли всем спектром необходимых материалов «точно и вовремя» и по предсказуемым, заранее оговоренным ценам;
создание новых, отвечающих потребностям рынка и потенциалу региона условий взаимодействия субъектов, напрямую либо косвенно вовлеченных в строительную индустрию, повышение инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, входящих в Кластер, и экономики региона в целом;
формирование прозрачных и общедоступных для участников Кластера механизмов оперативного и стратегического планирования деятельности;
разработка и реализация индикативных инструментов контроля со стороны органов исполнительной власти Самарской области в части, касающейся обеспечения процесса стабильного развития рынка строительной индустрии.
Главными преимуществами Кластера являются:
содействие региональными органами исполнительной власти в управлении экономическим развитием в сферах строительства и производства строительных материалов, упорядочение такого управления, обеспечение перехода от государственной поддержки неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность, руководствуясь исключительно собственным целеполаганием, к поддержке субъектов, работающих по правилам, определенным внутри Кластера соответствующим профессиональным сообществом и ориентированным на кооперацию хозяйствующих субъектов. Такой подход к государственной поддержке обеспечивает больший экономический эффект от бюджетных расходов;
повышение производительности за счет использования специализированных ресурсов Кластера, доступа к информации, влияние на возможность коррекции государственной политики, направленной на поддержку развития Кластера;
ускорение инновационной работы посредством проведения совместных исследований, создания возможностей к аккумулированию средств нескольких субъектов Кластера для проведения исследований. В рамках Кластера возможно создание новых компетенций, связанных с активацией инновационной деятельности в строительстве. Эффект от такой активации предполагает получение экономического эффекта как в части увеличения объемов строительства, так и при создании новых рабочих мест под новые компетенции, связанные с инновационной деятельностью. Социально-экономический эффект Кластера заключается в обеспечении энергоэффективности, экологичности применяемых новых технологий строительства, экономии средств, расходуемых на топливно-энергетические ресурсы, сохранении здоровья граждан;
формирование новых предприятий, в том числе ориентированных на занятие новых ниш строительного рынка и расширение границ «карты» Кластера.
Таким образом, Кластер, решая задачу удовлетворения существующего и меняющегося (с учетом прогноза) спроса субъектов строительства на строительные материалы, будет оказывать помощь Самарскому региону в решении задач существенной интенсификации строительства, управления экономическим развитием Самарской области и пополнения перечня работ, выполняемых на её территории. Кластер также стимулирует фокусирование деятельности предпринимательского и связанных с ним сообществ на уже существующих отраслях строительства и производства строительных материалов.
Кластер должен формироваться на принципах:
открытого доступа к информации о планируемых объемах ввода жилья и потенциального спроса (в том числе формируемого в рамках отдельных государственных и муниципальных программ);
транспарентных механизмов формирования и вхождения застройщиков на строительные площадки (объекты), а производителей строительных материалов на площадки, предоставляемые для строительства производственных объектов;
сбора и обмена информацией о планируемых объемах ввода жилья всеми субъектами рынка, планово-прогнозных показателях потребности в строительных материалах на год и иные планируемые периоды для формирования производственных планов, планов модернизации и развития производственных мощностей;
типизации проектных решений с учетом отдельных особенностей реализации соответствующих проектов, то есть создание условий для применения проектов жилых зданий и объектов социальной сферы повторного применения с формированием средней стоимости одного квадратного метра с учетом требований к энергоэффективности и экологичности объектов строительства и индивидуальных особенностей (например, индивидуальной планировки жилых и нежилых помещений).