Действующий

Об утверждении Концепции развития кластера промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Самарской области до 2020 года и Плана мероприятий по развитию кластера промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Самарской области до 2020 года (с изменениями на 16 декабря 2016 года)

4.3. Ключевые институты Кластера, необходимые для его развития


     Важным аспектом является выбор органа (организации), ответственного за развитие Кластера внутри самого Кластера. Экспертами отмечается, что данное решение целесообразно принимать всем ответственным участникам Кластера. Осуществление действий органов исполнительной власти Самарской области по запуску Кластера может предполагать элемент централизованных действий по инициированию создания Кластера. Вместе с тем важно учитывать, что инициатива создания Кластера в случае создания упомянутого органа (организации) органами исполнительной власти Самарской области или возложения ими на первом этапе отдельных функций на организацию, созданную органами исполнительной власти Самарской области, должна найти поддержку у потенциальных участников Кластера, сформировать привлекательность участия в кластерной политике.
     На первоначальном этапе развития Кластера система связей между его участниками будет построена на основе системы соглашений (договоров), присоединение к которым и выход из которых осуществляется свободно, в отсутствие сложных процедур. Подобная система связей позволит повысить степень доверия между участниками Кластера и приобрести опыт работы во исполнение совместных целей и задач.
     Выбор такой модели отношений может быть закреплен договором о координации деятельности участников Кластера. Договором о координации деятельности участников Кластера может быть предусмотрена следующая иерархия структурных единиц Кластера и их базовых функций.
     Высшим органом управления Кластера является собрание его участников, избирающим стратегический совет Кластера, за исключением обязательной квоты участия в таком совете представителей министерства строительства Самарской области, министерства промышленности и технологий Самарской области и регионального оператора жилищной политики - Самарского областного Фонда жилья и ипотеки. В состав стратегического совета Кластера входят представители указанных министерств, Самарского областного Фонда жилья и ипотеки, организаций - застройщиков (инвесторов), производителей строительных материалов, иных участников Кластера.
     Кроме избрания стратегического совета Кластера, собрание участников Кластера:
     формирует комитеты по основным направлениям деятельности Кластера;
     не реже одного раза в год заслушивает отчеты о деятельности министерства строительства Самарской области, министерства промышленности и технологий Самарской области о реализации органами исполнительной власти Самарской области кластерной политики в Самарской области, отчеты стратегического совета Кластера, специализированной организации (оператора Кластера) и созданных собранием участников Кластера комитетов об их деятельности.
     Выработкой общей стратегии развития Кластера занимается коллегиальный орган - стратегический совет Кластера во взаимодействии с комитетами Кластера.
     В рамках развития Кластера будет действовать специализированная организация (оператор Кластера), осуществляющая в соответствии с договором о координации деятельности участников Кластера координацию их деятельности.
     Целью деятельности специализированной организации (оператора Кластера) является создание условий для эффективного взаимодействия участников, организаций образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития Кластера, обеспечение реализации проектов развития Кластера, выполняемых совместно несколькими участниками. Координация мероприятий, вовлечение и непосредственное участие ключевых участников Кластера происходит посредством реализации отдельных кластерных инициатив, которые фиксируются оператором Кластера в плане развития Кластера.
     К основным видам деятельности оператора Кластера относятся:
     разработка и содействие в реализации проектов развития Кластера, выполняемых совместно несколькими участниками Кластера, в том числе в целях создания технопарков и условий для деятельности организаций в сфере научно-технического и исследовательского сопровождения Кластера;
     организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников Кластера;
     оказание содействия участникам Кластера в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации участников Кластера в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями;
     организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов участников Кластера, а также их участия в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом;
     обеспечение создания и эксплуатации системы корреляции спроса застройщиков и предложения предприятий промышленности строительных материалов (опционной системы), предполагающей формирование заявки застройщиков и оформление договорных обязательств до начала строительства и непосредственно самого производства строительных материалов в нужном объеме. С этой целью оператор Кластера:
     обеспечивает прием заявок застройщиков на конкретные строительные материалы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды планируемой ими инвестиционной деятельности, связанной со строительством (в рамках этой деятельности также учитываются планируемые мероприятия по строительству для государственных и муниципальных нужд за счет бюджетных средств),
     осуществляет обобщение и предварительный анализ полученных заявок на предмет соответствия планируемой инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства сводному региональному адресному перечню земельных участков для жилищного строительства и нормативным правовым актам Самарской области в сфере реализации жилищной политики,
     включает поданные заявки застройщиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления в базу данных Кластера, доводит сведения о заявках застройщиков до предприятий добывающей отрасли и производителей строительных материалов,
     обобщает и анализирует отзывы предприятий добывающей отрасли и производителей строительных материалов применительно к заявкам застройщиков,
     осуществляет координацию субъектов Кластера с учетом их интересов в целях корреляции спроса застройщиков и предложения предприятий промышленности строительных материалов;
     содействует заключению опционных соглашений между застройщиками и производителями строительных материалов, а также соглашений между производителями строительных материалов и предприятиями добывающей отрасли.
     Оператор Кластера в рамках разработки и содействия реализации проектов развития Кластера, выполняемых совместно несколькими участниками Кластера, осуществляет:
     оказание консультационных услуг участникам Кластера по направлениям реализации программы развития Кластера;
     организацию предоставления участникам Кластера услуг в части правового обеспечения, маркетинга и рекламы;
     проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности Кластера и перспектив его развития;
     проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции Кластера.
     Оператор Кластера обязан руководствоваться в своей деятельности настоящей Концепцией и программой развития Кластера, решениями собрания участников Кластера и решениями стратегического совета Кластера.
     Министерство строительства Самарской области координирует работу по развитию Кластера с оператором Кластера, стратегическим советом Кластера.
     Поскольку любой кластер является стремящейся к саморегулированию структурой, установление жесткого, окончательного распределения функций между органами управления Кластером на первоначальном этапе представляется нецелесообразным. Структура Кластера приобретет завершенность в процессе его функционирования.
     Для обеспечения эффективного функционирования Кластера необходимо наличие информационной инфраструктуры. С этой целью должен быть создан в том числе сайт Кластера в сети Интернет. На нем должны быть, в частности, отражены общие сведения о Кластере, его позиционировании, перечень субъектов, вошедших в Кластер, с кратким описанием их деятельности, прогноза потребления строительных материалов на перспективу (с учетом единых планово-прогнозных показателей ввода строительных объектов на период: год, три года (бюджетное планирование) и до 2020 года), сведения о «площадке сотрудничества», на которой субъекты Кластера и субъекты, заинтересованные в сотрудничестве, могут объявлять о своих намерениях по сотрудничеству, участии в совместных проектах, выносить на обсуждение вопросы по предметам деятельности Кластера, размещать отчеты о своей текущей деятельности.
     В рамках развития кластерной инициативы необходимо формирование следующих институтов Кластера.
     1. Центр разработок и инжиниринга.
     Предприятия промышленности строительных материалов остро нуждаются в новейших разработках, позволяющих повысить конкурентоспособность продукции. На базе центра разработок и инжиниринга должны быть сконцентрированы частные и государственные ресурсы, направляемые на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области строительных материалов, технологий проектирования и строительства, строительных механизмов и решений, систем инженерного обеспечения зданий. Результаты этих работ должны стать доступными для практического использования участниками Кластера. Особое внимание следует уделить внедрению технологий, увеличивающих жизненный цикл зданий, повышающих уровень комфорта, экологичности, энергоэффективности и снижающих стоимость эксплуатации, нанопокрытий строительных конструкций, обладающих защитными и теплоизолирующими качествами, новых видов энергосберегающего и безопасного остекления.
     Большой потенциал заложен и в совместной разработке технологий и рецептур связанных между собой строительных материалов. Например, сухие строительные смеси могут быть адаптированы под особенности стеновых блоков и панелей, производимых из местного сырья на местных предприятиях, что повысит их конкурентные преимущества и создаст условия для стабильного спроса на продукцию на местном рынке.
     Центр разработок и инжиниринга, созданный оператором Кластера, должен представлять собой исследовательский центр, в котором собраны необходимые для всех участников Кластера компетенции, техническая и программная среда, предоставляемая в пользованию участникам Кластера бесплатно или за доступную плату. В частности, системы автоматического и полуавтоматического проектирования, испытательные стенды, средства моделирования, лицензии на материалы и технологии, которые не представлены в регионе. Данный центр должен также осуществлять по заказу участников Кластера разработки технически, технологических и экономических решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона и их внедрение.
     Одной из задач центра должно также стать объективное информирование всех субъектов строительного комплекса Самарской области о действительных свойствах, качествах, энергетической и экономической эффективности различных строительных материалов на основе опыта их применения в условиях нашего региона.
     2. Центр повышения квалификации.
     Развитие новых направлений промышленности строительных материалов, внедрение новых технологий невозможно без обучения персонала строительных компаний и производителей строительных материалов. Каким бы современным ни было производство крупнопанельных домов, все его преимущества могут быть девальвированы за счет некачественного монтажа. Применение новейших защитных материалов и утеплителей, сверхтонких покрытий строительных конструкций может не принести эффекта в случае нарушения технологии их нанесения. Задача оператора Кластера - сформировать высококлассную образовательную площадку, в рамках которой местные производители строительных материалов и авторы ноу-хау могли бы эффективно транслировать навыки и технологию их применения, получить доступ к самому широкому кругу девелоперов, проектировщиков и строителей. Помимо возможности быстро обучить необходимое количество персонала предприятий строительной отрасли работе с определенными видами строительных материалов и технологий, это снизило бы расходы местных производителей на маркетинг и продвижение продукции традиционными способами, повысило бы их возможности конкурировать с крупными мировыми и федеральными компаниями по производству строительных материалов, имеющими превосходящие возможности по финансированию продвижения своей продукции. Это важнейшее условие развития регионального Кластера промышленности строительных материалов.
     Создание данных институтов возможно как на базе промышленно-технологических парков, формируемых вокруг предприятий крупнопанельного домостроения, так и на базе научно-исследовательских и образовательных организаций строительной направленности. Работа центра разработок и инжиниринга, центра повышения квалификации может частично финансироваться за счет целевых субсидий оператору Кластера из областного бюджета.