Одним из направлений решения проблемы стационарного социального обслуживания населения является развитие нестационарного обслуживания, стационарозамещающих технологий.
На протяжении многих лет приоритетным направлением социального обслуживания остается надомное обслуживание, позволяющее обеспечить длительное пребывание пожилых людей и инвалидов в привычных домашних условиях.
В целях доступности социальных услуг для нуждающихся в них пожилых людей в области функционирует 442 отделения социального обслуживания на дому, организованные при 47 центрах социального обслуживания, которые действуют не только в городах и районных центрах губернии, но и в отдалённых населённых пунктах.
В связи с демографическими процессами, происходящими в обществе, количество получателей надомных услуг ежегодно увеличивается: если в 2007 году их количество составляло 54,1 тыс. человек, то по итогам 2012 года - 56,6 тыс. человек, из них 17,3 тыс. человек старше 80 лет. Сегодня в целом по области 99,8% пожилых граждан и инвалидов, обратившихся в социальные службы, получают необходимые им социальные услуги на дому. Очередность практически ликвидирована, время ожидания в очереди на предоставление надомного обслуживания составляет не более одного месяца.
Надомное социальное обслуживание является значимым фактором, сдерживающим рост очередности в стационарные учреждения социального обслуживания. Сегодня по области среди пожилых людей и инвалидов, обратившихся в социальные службы, 84% - это одинокие и одиноко проживающие граждане, 59% - люди в возрасте старше 75 лет, 38% - инвалиды, 73 % - ветераны войны и труда, 93% могут самостоятельно передвигаться лишь в пределах квартиры (дома) или полностью утратили способность к передвижению и самообслуживанию.
Большое значение имеет внедрение в практику работы отделений социального обслуживания на дому методики оценки индивидуальной нуждаемости, которая позволила оптимизировать работу центров социального обслуживания, повысить качество оказания социальных услуг, расширить их спектр и тем самым дать возможность пожилым и инвалидам как можно дольше проживать у себя дома, не прибегая к помощи стационарных учреждений.
Клиентам с 8-10 степенью индивидуальной нуждаемости, страдающим тяжелыми заболеваниями: онкологическими, психическими в стадии ремиссии и рядом других, услуги оказываются 16 специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому. Анализ состава подопечных показал, что 22% из них являются инвалидами I группы, 34% - инвалидами II группы, 44% - инвалидами III группы.
Направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде даёт положительные результаты, вместе с тем ежегодно при приёме на надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов наблюдается тенденция увеличения среди них числа лиц, имеющих более высокую степень нуждаемости. Если в 2010 году основная часть клиентов (54,9%) имела 4 и 5 степени нуждаемости, то в 2013 году - 5 и 6 степени (57,8%), 2,5% клиентов - это «лежачие» больные.
В целях снижения потребности пожилых и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в Самарской области проводится большая работа по применению стационарозамещающих технологий (институт приемной семьи, дневные пансионы при центрах социального обслуживания, мобильные бригады, школы реабилитации и ухода), увеличению объемов реабилитационных услуг.
Особое место среди новых социальных технологий, получивших развитие в Самарской области, занимает приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов. Исключительность института приемной семьи как формы жизнеустройства и социального обслуживания заключается в том, что он возник по инициативе самих граждан. Применение новой технологии позволило в 2013 году 200 гражданам пожилого возраста и инвалидам, которые сейчас живут в приёмных семьях, избежать помещения их в стационарные учреждения и находиться в домашних комфортных условиях. В настоящее время из числа подопечных приемных семей 65% - граждане в возрасте от 71 до 80 лет, 14 % - старше 90 лет, свыше 40 % являются инвалидами, 8 % инвалидами с детства вследствие психических заболеваний.
Одной из наиболее перспективных стационарозамещающих технологий стала организация сопровождения пожилого человека в дневное время в рамках дневных пансионов. Дневной пансион способствует созданию безопасной среды жизнедеятельности, повышению качества жизни пожилых людей, нуждающихся в постоянной посторонней помощи.
В целях развития этой технологии в 2012 году начал работу созданный при центре социального обслуживания городского округа Чапаевск дневной пансион. Для подопечных в пансионе организовано социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание, питание, отдых, участие в посильной трудовой деятельности и поддержании активного образа жизни. Новая форма оказалась востребованной, и в 2013 году подобный пансион начал свою работу и в городском округе Новокуйбышевск.
Сегодня активно используется такая форма организации социального обслуживания, как мобильная бригада для оказания неотложных социально-бытовых услуг гражданам пожилого возраста: специалисты и социальные работники осуществляют подвоз продуктов питания, медикаментов, уборку помещения, оплату коммунальных услуг, оказывают психологическую, консультативную помощь. Это позволяет ветеранам отдалённых и малонаселенных сёл получать необходимую помощь непосредственно по месту жительства.
Данная социальная технология даёт возможность не только обеспечить пожилых граждан необходимыми социальными услугами и сократить рост очередности в пансионаты области, но и является экономически эффективной. Так, если на содержание одного подопечного в стационарном учреждении социального обслуживания из областного бюджета расходуется в среднем 20,6 тыс. рублей в месяц, то на обслуживание одного подопечного в рамках приемной семьи - 4,1 тыс. рублей.
В рамках деятельности школ реабилитации и ухода ежегодно получает обучение возможным способам реабилитации и правилам ухода в домашних условиях более 30 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, их родственников, социальных и медицинских работников, организовано выявление лиц, нуждающихся в обучении, определены пути обмена информацией о потенциальных клиентах между учреждениями социального обслуживания и лечебно-профилактическими учреждениями.
Основой модели школы реабилитации и ухода является комната социальной адаптации, которая представляет собой модель жилого помещения. В комнате не только обучают пользоваться техническими средствами реабилитации, но и информируют о возможностях переоборудования квартир с учетом особых требований универсальной среды.
Широкую популярность среди жителей Самарской области приобретает выездная форма работы школы реабилитации и ухода в рамках мобильных бригад.
По итогам анкетирования родственников, прошедших обучение, 89% из них смогли качественно организовать уход за тяжелобольным в домашних условиях, 71% научились приемам ухода с использованием технических средств реабилитации, 46% смогли высвободить дополнительное свободное время, а 21% вернулись к привычной трудовой деятельности.
Принимаемые меры позволили снизить темпы роста очередности. В 2012 году в стационарные учреждения социального обслуживания направлено 437 человек. По состоянию на 1 января 2014 года очередность граждан в данные учреждения составляет 630 человек, в том числе в пансионаты общего типа - 78, психоневрологического профиля - 552 человека. Из них 146 человек находится в учреждениях системы здравоохранения.
Применение вышеперечисленных стационарозамещающих технологий позволило на 30% сократить очередь в пансионаты общего типа.
Применяемые вышеперечисленные стационарозамещающие технологии малоэффективны при организации социального обслуживания лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями, особенно из числа недееспособных, в связи с чем рост очерёдности в стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов происходит именно за счёт этой категории граждан.