Сельские территории Самарской области обладают мощным природным, демографическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий.
В постперестроечный период в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера пришла в кризисное состояние. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью.
Низкая оплата труда (среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2012 году составила 56% общеобластного уровня), а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем не способствуют привлекательности проживания в сельской местности, особенно для молодежи.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. В настоящее время, по данным органов местного самоуправления в Самарской области, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий находятся 16130 семей, из них 5326 молодых семей и молодых специалистов. В связи с недостаточным объемом финансирования из областного бюджета, в том числе формируемого за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, не смогли улучшить свои жилищные условия путем получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья 2080 семей сельских жителей, в том числе 620 молодых семей и молодых специалистов.
Ухудшается и демографическая ситуация на селе, снижается продолжительность жизни. Естественная убыль как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения с января по июнь 2013 года наблюдалась в большинстве сельских поселений Самарской области. Естественный прирост населения зарегистрирован в муниципальных районах Красноармейский и Похвистневский Самарской области.
Непринятие дополнительных мер по оздоровлению демографической ситуации приведет к деградации трудоресурсного и кадрового потенциала села и дальнейшему обезлюдению сельских территорий.
Таким образом, целесообразность разработки государственной программы обусловлена:
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, сельских жителей.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий государственной программы и оценку их результатов.
Основные риски, связанные с реализацией государственной программы, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращенным уровнем финансирования мероприятий, изменением федерального законодательства и законодательства региона в областях, затрагивающих условия ее реализации, изменением условий кредитования и уменьшением доходов населения.
Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий государственной программы, что в конечном итоге отразится на выполнении ее показателей.