Действующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Обеспечение правопорядка в Самарской области" и Перечня расходных обязательств Самарской области в сфере обеспечения правопорядка в Самарской области (с изменениями на 18 октября 2024 года)




1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы


Безопасность проживания и ведения хозяйственной деятельности на территории Самарской области является важным фактором, определяющим качество жизни населения, а также привлекательность региона для инвесторов и туристов, способствует достижению таких целей, как сохранение населения, обеспечение благополучия людей, создание комфортной среды для жизни.


В настоящее время на территории Самарской области в целом сохраняется контролируемая криминогенная обстановка, что обусловлено реализацией мероприятий Государственной программы, направленных на совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, повышением эффективности механизма правоприменения, содействием правоохранительным органам со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения преступности.


В период с начала реализации Государственного программы и по настоящее время органами исполнительной власти Самарской области проводится значительная работа по формированию у населения установок на позитивное сотрудничество с органами правопорядка.


Граждане и общественные формирования принимают активное участие в охране общественного порядка в целях профилактики правонарушений и предупреждения преступлений, снижения уровня преступности в общественных местах и привлечения дополнительных сил для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий и в местах массового скопления людей.


Достижению целей обеспечения правопорядка и общественной безопасности в регионе способствуют реализуемые в рамках Государственной программы меры, направленные на обеспечение безопасности при проведении общественно-политических и иных мероприятий, развитие институтов гражданского общества и поддержку общественных инициатив в сфере правопорядка, снижение уровня криминализации общественных отношений за счет развития системы профилактики правонарушений, предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности, а также иных преступных проявлений прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи, повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения населения, предупреждение фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, повышение уровня их технической оснащенности, использование современных технологий анализа и предупреждения правонарушений, совершенствование профессиональной подготовки специалистов в области профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности.


Принятые в рамках Государственной программы меры по усилению взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, граждан и общественных объединений в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности оказывают положительное влияние на криминогенную ситуацию.


Количество ежегодно регистрируемых преступлений по итогам 2022 года в сравнении с 2013 годом сократилось более чем на 10% (с 52,1 тысячи преступлений до 47 тысяч преступлений).


За период с 2013 по 2022 год отмечено значительное снижение показателей, характеризующих состояние уличной преступности (с 13 тысяч преступлений до 8,7 тысячи преступлений). В несколько раз сократилось число ежегодно регистрируемых разбойных нападений (с 345 преступлений до 76 преступлений), грабежей (с 2353 преступлений до 760 преступлений), квартирных краж (с 1574 преступлений до 629 преступлений) и краж транспортных средств (с 1 тысячи преступлений до 124 преступлений).


Реализация социальной политики, а также работа субъектов профилактики правонарушений по выявлению преступлений превентивной направленности благоприятно сказывается на динамике показателей, характеризующих количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению.


В части преступлений против личности за период с 2013 по 2022 год отмечено более чем двукратное сокращение числа убийств (с 229 преступлений до 101 преступления) и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (с 668 преступлений до 277 преступлений).


Социально-криминологическая характеристика состояния преступности указывает на то, что уровень преступности среди несовершеннолетних с 2013 года снизился практически вдвое (количество преступных деяний сократилось с 1207 до 618 преступлений, число причастных к ним лиц в возрасте до 18 лет - с 1026 до 420 преступлений).


Лицами в состоянии алкогольного опьянения в 2022 году совершено преступлений на 34% меньше (с 6,7 тысячи преступлений до 4,4 тысячи преступлений), чем в 2013 году, в состоянии наркотического опьянения - в 8 раз меньше (с 928 преступлений до 116 преступлений).


Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2022 году, примерно равно аналогичным показателям 9-летней давности (около 1,1 тысячи преступлений). При этом за период с 2013 по 2022 год число лиц, имеющих иностранное гражданство и причастных к уголовно наказуемым деяниям, сократилось на треть (с 808 преступлений до 536 преступлений).


Динамика показателей, характеризующих количество выявленных лиц, ранее совершавших преступления, и лиц без постоянного источника дохода, причастных к преступным деяниям, также имеет определенную тенденцию к снижению (с 12,3 тысячи преступлений до 9,4 тысячи преступлений и с 15,8 тысячи преступлений до 10,4 тысячи преступлений соответственно).