Устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие транспортной отрасли служит необходимым условием обеспечения экономического роста, повышения качества жизни населения, создания социально ориентированной экономики.
Перевозка пассажиров в Самарской области осуществляется железнодорожным, автомобильным, городским электрическим, речным транспортом. Кроме того, международный аэропорт Курумоч предоставляет услуги по обслуживанию пассажиров и обеспечению перевозок пассажиров воздушным транспортом.
Самарская область имеет развитую транспортную инфраструктуру (в большей степени соответствующую высокому транзитному потенциалу региона), важнейшими характеристиками которой являются: развитая сеть железнодорожных магистралей широтного направления, мощные узловые станции железной дороги (Сызрань, Самара, Кинель), разветвленная сеть автодорог, наличие нескольких аэродромов в пределах Самарско-Тольяттинской агломерации, аэропорт Курумоч между Самарой и Тольятти, наличие взлетных площадок на северо-востоке области, на территории области также имеются три крупных порта и большое количество пристаней.
За период 2014 - 2022 годов в сфере реализации Государственной программы на территории Самарской области достигнуты следующие результаты:
доля протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Самарской области, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Самарской области составила 45,83%;
доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, составила 77,94%;
средний возраст подвижного состава, используемого для выполнения регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах в городских округах Самарской области, составил 7,86 года;
количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, составило 10,25 человек на 100 тыс. населения.
В Самарской области активно реализуются проекты по развитию автодорожной сети региона. К числу наиболее значимых инфраструктурных проектов в транспортной сфере можно отнести строительство мостовых переходов "Кировский" и "Фрунзенский" в г.о. Самара. В целом за период с 2014 по 2022 год протяженность автомобильных дорог общего пользования в Самарской области увеличилась с 31,15 тыс. км до 42,85 тыс. км - на 37,6%. При этом протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием области увеличилась с 16,14 тыс. км до 18,70 тыс. км - на 15,9%.
Рынок грузоперевозок характеризуется как достаточно стабильный. Наибольший удельный вес приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. По итогам 2022 года грузооборот автомобильного транспорта по юридическим лицам (без оценки деятельности субъектов малого предпринимательства) и индивидуальным предпринимателям в Самарской области составил 3703 млн. тонно-км.
Пассажирооборот автомобильного транспорта по юридическим лицам (кроме микропредприятий), осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам общего пользования на коммерческой основе, а также по органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции по организации транспортного обслуживания населения, составил по итогам 2022 года 2247 млн. пасс.-км.
Обновление пассажирского транспорта оказывает значительное влияние на качество жизни населения и в целом на социально-экономическое развитие региона. За период с 2014 по 2022 год приобретены 538 автобусов, 10 трехсекционных трамвайных вагонов, 28 односекционных трамвайных вагонов, 154 троллейбуса, 1 электробус, 1 поезд метро в четырехвагонном исполнении, выполнен капитальный ремонт 28 вагонов метро.
По территории области проходит ряд магистральных железнодорожных линий, связывающих западные, южные, юго-западные и восточные регионы страны. Филиал ОАО "Российские железные дороги" - Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские, грузовые перерабатывающие и ремонтные комплексы. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Самарской области по итогам 2022 года составляет 1374,2 км.
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении являются социально значимыми, и областным бюджетом ежегодно предусматриваются субсидии организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на возмещение недополученных доходов в связи с регулированием тарифов органом, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов).