Основные элементы и принципы разграничения налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации закреплены федеральным законодательством. Повышение устойчивости местных бюджетов за счет увеличения единых нормативов отчислений от налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, не может быть признано действенной мерой, поскольку увеличивает дифференциацию между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными муниципальными образованиями. Закрепление таких изменений приведет к зачислению большей доли налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований, являющихся центрами экономической и деловой активности и имеющих изначально высокий уровень бюджетной обеспеченности. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование нормативного правового регулирования в сферах распределения межбюджетных трансфертов и стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами (в том числе с целью выявления и использования резервов собственных доходов местных бюджетов).
Межбюджетные трансферты из областного бюджета местным бюджетам предоставляются в формах дотаций (в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. С целью обеспечения большей самостоятельности местных бюджетов и повышения их ответственности за результаты деятельности федеральными органами исполнительной власти поставлена задача перехода к преимущественному предоставлению межбюджетных трансфертов в форме дотаций местным бюджетам.
При этом необходимо повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности, а также предоставления и использования целевых субсидий, поскольку они предоставляются на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления.
Одновременно необходимо рассмотреть возможность отказа от передачи государственных полномочий на местный уровень в целях исключения возможности возникновения ситуаций финансирования передаваемых государственных полномочий за счет доходов местных бюджетов.
Все принимаемые меры на региональном уровне по отработке механизмов распределения финансовой помощи направлены на увеличение объективности ее распределения и повышение стимулов для муниципальных образований к наращиванию собственной доходной базы.
Объем межбюджетных трансфертов из регионального бюджета в 2012 году составил 27 млрд. рублей, в том числе 2,5 млрд. рублей, или 9,3 процента от общего объема, составили дотации (из них 2 млрд. рублей, или 7,8 процента от общего объема, - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности).
В Самарской области с 1999 года действует стабильная система выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется с учетом требований бюджетного законодательства, исходя из равноправия субъектов бюджетных правоотношений, в соответствии с единой и формализованной методикой, утвержденной Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области".
Применяемая методика распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в Самарской области позволяет сократить разрыв между наиболее и менее обеспеченными муниципальными образованиями. Благодаря предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности удалось сократить степень дифференциации между пятью наиболее и пятью наименее финансово обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) в 2011 году по сравнению с расчетной дифференциацией с 3,8 до 1,3 раза, а в 2012 году - с 4,4 до 1,4 раза.
Стимулирующими элементами, используемыми в процессе распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на протяжении последних лет, являются:
использование коэффициента выравнивания бюджетной обеспеченности (позволяет сохранять ранг муниципального образования по уровню бюджетной обеспеченности после выравнивания);
использование для расчета бюджетной обеспеченности статистических показателей вместо фактических или прогнозных доходов (позволяет оценивать потенциальный объем доходов муниципального образования);
использование для расчета бюджетной обеспеченности данных за предыдущий финансовый год (дает возможность двухлетнего лага, в течение которого изменение статистических показателей не оказывает влияния на размер дотаций местному бюджету);
использование показателя средней репрезентативной ставки (позволяет увеличивать собираемость налога без изменения объема дотаций);
отказ от использования данных о неналоговых доходах в расчете бюджетной обеспеченности (позволяет наращивать неналоговые доходы без оказания влияния на размер дотаций);