Действующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014 - 2030 годы (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Таблица 2



Ключевые показатели деятельности Кластера <5>

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2012

2013

2014

2015 (оценка)

1.

Выручка Кластера, млрд. рублей

40,05

50,4

55,8

58,6

2.

Доля Кластера в ВРП, %

1,5

2

3,5

3,5

3.

Доля продаж продукции Кластера в объеме мирового рынка, %

0,8

1,1

1,3

1,4

4.

Численность работников организаций-участников Кластера, тыс. человек

45

45

45

45

5.

Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, единиц

1 878

3 285

4 692

5500

6.

Средняя выработка на одного работника организаций-участников Кластера, млн. рублей на человека в год

0,89

1,12

1,24

1,39

7.

Объем инвестиционных затрат организаций-участников Кластера, млрд. рублей

2,9

3,51

4,06

4,29

8.

Общий объем инвестиций в развитие Кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, млрд. рублей

3,36

3,99

4,95

6,31

9.

Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками Кластера, млрд. рублей

0,133

0,169

0,218

0,240

10.

Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, млрд. рублей

11,96

12,45

12,76

13,21

11.

Стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, приобретенных организациями-участниками Кластера друг у друга, млн. рублей

6 570

8 350

9 100

12 000


________________


<5> По данным годовых отчетов организаций-участников Кластера, указанных в приложении 1 к Подпрограмме.


Вышеизложенное свидетельствует о значительной диспропорции в Кластере - большое количество занятых работников на предприятиях Кластера при относительно невысокой производительности труда. Следовательно, важнейшей задачей, которая стоит перед Кластером в настоящее время, является повышение производительности труда (выработки) и оптимизация численности сотрудников предприятий Кластера, в том числе путем создания (выведения из предприятий Кластера) новых бизнесов на инновационной основе.


Основу Кластера составляют предприятия ракетно-космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации. Особенность Кластера состоит в том, что на территории одного региона сконцентрирован полный цикл производства всего спектра аэрокосмической техники. В настоящее время предприятия Кластера разрабатывают и производят космические летательные аппараты, авиационные и ракетные двигатели, агрегаты и комплектующие для авиационной техники, осуществляют техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и силовых агрегатов.


Так называемыми якорными предприятиями Кластера являются АО "РКЦ "Прогресс", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Авиакор - авиационный завод", АО "Авиаагрегат", ОАО "Агрегат", ОАО "ЕПК Самара", ОАО "Научно-исследовательский институт "Экран" и другие (полный перечень организаций-участников Кластера приведен в приложении 1 к Подпрограмме).


Научную основу Кластера обеспечивают специализированные конструкторские бюро, научно-исследовательские и инновационно-внедренческие организации. Особое место среди них занимает федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Самарский университет), на базе которого работает суперкомпьютерный центр "Сергей Королев" - единственный центр в России, специализирующийся в области авиаракетостроения, двигателестроения и космического машиностроения, а также Поволжский центр космической геоинформатики и Центр приема космической информации.


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 10.06.2016 N 301)


АО "РКЦ "Прогресс" - флагман ракетно-космического производства Самарской области. Предприятие является одним из участников проекта создания космодрома Куру на северо-востоке Южной Америки (Французская Гвиана) и обеспечивает разработку, создание и эксплуатацию ракет-носителей "Союз". Ракеты-носители "Союз" являются единственным средством доставки пилотируемых космических аппаратов на орбиту и транспортных кораблей на Международную космическую станцию.


АО "РКЦ "Прогресс" - ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. Всего запущено более 1800 ракет-носителей и 980 космических аппаратов разработки этого предприятия.


Для обеспечения запусков с космодрома "Восточный" пилотируемых, грузовых кораблей и автоматических космических аппаратов АО "РКЦ "Прогресс" создана двухступенчатая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности. Перспективным направлением деятельности предприятия является создание автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, а также аппаратов научного назначения. Кроме того, в АО "РКЦ "Прогресс" организовано производство многоцелевого легкомоторного самолета "Рысачок", который может эффективно использоваться как для перевозки малых грузов и пассажиров, так и в специальных целях - для транспортировки лежачих больных, нужд сельского хозяйства, при воздушном патрулировании, поисково-спасательных операциях, для аэрофотосъемки и экологического мониторинга.


Ядром авиационного направления Кластера является ОАО "Авиакор - авиационный завод" - крупнейшее в России частное авиастроительное предприятие. ОАО "Авиакор - авиационный завод" входит в холдинг "Русские машины", который объединяет машиностроительные активы группы компаний "Базовый элемент". Основная сфера деятельности завода - строительство, ремонт и обслуживание самолетов Ту-154М и Ан-140-100. В 2010 году самолет Ан-140-100 признан лауреатом Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России". По своим характеристикам самолет Ан-140-100 способен составить конкуренцию иностранным аналогам, которые не адаптированы к условиям низких температур и грунтовым взлетно-посадочным полосам аэродромов. В настоящее время три лайнера Ан-140-100 успешно эксплуатируются авиакомпанией "Якутия". Самолет производится также для нужд Министерства обороны Российской Федерации.


Перспективным проектом ОАО "Авиакор - авиационный завод" может стать организация на собственной площадке производства турбовинтового самолета Ил-114. Данный самолет является универсальной транспортной платформой для создания различных типов воздушных судов - пассажирских, грузовых, грузо-пассажирских, специального назначения (патрульные, медицинские, для аэрофотосъемки и другие). Уникальной особенностью этого самолета является то, что все комплектующие к нему производятся в России.


В 2011 году в результате реструктуризации двигателестроительного сегмента Кластера на основе нескольких предприятий Самарской области была создана единая компания - ОАО "КУЗНЕЦОВ", входящее в структуру ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация". ОАО "КУЗНЕЦОВ" является основным производителем двигателей для космических пилотируемых аппаратов, стратегической авиации, газоперекачивающих станций, теплоэлектростанций. В настоящее время ОАО "КУЗНЕЦОВ" - это интегрированная структура, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания продукта: разработка, серийное производство, вывод на рынок и продажи, логистическая поддержка в эксплуатации. ОАО "КУЗНЕЦОВ" активно восстанавливает свои позиции на международной арене. Двигатели производства ОАО "КУЗНЕЦОВ" используются для выведения на орбиту ракет-носителей "Антарес" (Taurus II).