Ключевые показатели деятельности Кластера <5>
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя по годам | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 (оценка) | ||
1. | Выручка Кластера, млрд. рублей | 40,05 | 50,4 | 55,8 | 58,6 |
2. | Доля Кластера в ВРП, % | 1,5 | 2 | 3,5 | 3,5 |
3. | Доля продаж продукции Кластера в объеме мирового рынка, % | 0,8 | 1,1 | 1,3 | 1,4 |
4. | Численность работников организаций-участников Кластера, тыс. человек | 45 | 45 | 45 | 45 |
5. | Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, единиц | 1 878 | 3 285 | 4 692 | 5500 |
6. | Средняя выработка на одного работника организаций-участников Кластера, млн. рублей на человека в год | 0,89 | 1,12 | 1,24 | 1,39 |
7. | Объем инвестиционных затрат организаций-участников Кластера, млрд. рублей | 2,9 | 3,51 | 4,06 | 4,29 |
8. | Общий объем инвестиций в развитие Кластера, включая бюджетные средства и средства внебюджетных источников, млрд. рублей | 3,36 | 3,99 | 4,95 | 6,31 |
9. | Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками Кластера, млрд. рублей | 0,133 | 0,169 | 0,218 | 0,240 |
10. | Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, млрд. рублей | 11,96 | 12,45 | 12,76 | 13,21 |
11. | Стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, приобретенных организациями-участниками Кластера друг у друга, млн. рублей | 6 570 | 8 350 | 9 100 | 12 000 |
________________
<5> По данным годовых отчетов организаций-участников Кластера, указанных в приложении 1 к Подпрограмме.
Вышеизложенное свидетельствует о значительной диспропорции в Кластере - большое количество занятых работников на предприятиях Кластера при относительно невысокой производительности труда. Следовательно, важнейшей задачей, которая стоит перед Кластером в настоящее время, является повышение производительности труда (выработки) и оптимизация численности сотрудников предприятий Кластера, в том числе путем создания (выведения из предприятий Кластера) новых бизнесов на инновационной основе.
Основу Кластера составляют предприятия ракетно-космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации. Особенность Кластера состоит в том, что на территории одного региона сконцентрирован полный цикл производства всего спектра аэрокосмической техники. В настоящее время предприятия Кластера разрабатывают и производят космические летательные аппараты, авиационные и ракетные двигатели, агрегаты и комплектующие для авиационной техники, осуществляют техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и силовых агрегатов.
Так называемыми якорными предприятиями Кластера являются АО "РКЦ "Прогресс", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Авиакор - авиационный завод", АО "Авиаагрегат", ОАО "Агрегат", ОАО "ЕПК Самара", ОАО "Научно-исследовательский институт "Экран" и другие (полный перечень организаций-участников Кластера приведен в приложении 1 к Подпрограмме).
Научную основу Кластера обеспечивают специализированные конструкторские бюро, научно-исследовательские и инновационно-внедренческие организации. Особое место среди них занимает федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Самарский университет), на базе которого работает суперкомпьютерный центр "Сергей Королев" - единственный центр в России, специализирующийся в области авиаракетостроения, двигателестроения и космического машиностроения, а также Поволжский центр космической геоинформатики и Центр приема космической информации.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 10.06.2016 N 301)
АО "РКЦ "Прогресс" - флагман ракетно-космического производства Самарской области. Предприятие является одним из участников проекта создания космодрома Куру на северо-востоке Южной Америки (Французская Гвиана) и обеспечивает разработку, создание и эксплуатацию ракет-носителей "Союз". Ракеты-носители "Союз" являются единственным средством доставки пилотируемых космических аппаратов на орбиту и транспортных кораблей на Международную космическую станцию.
АО "РКЦ "Прогресс" - ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. Всего запущено более 1800 ракет-носителей и 980 космических аппаратов разработки этого предприятия.
Для обеспечения запусков с космодрома "Восточный" пилотируемых, грузовых кораблей и автоматических космических аппаратов АО "РКЦ "Прогресс" создана двухступенчатая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности. Перспективным направлением деятельности предприятия является создание автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, а также аппаратов научного назначения. Кроме того, в АО "РКЦ "Прогресс" организовано производство многоцелевого легкомоторного самолета "Рысачок", который может эффективно использоваться как для перевозки малых грузов и пассажиров, так и в специальных целях - для транспортировки лежачих больных, нужд сельского хозяйства, при воздушном патрулировании, поисково-спасательных операциях, для аэрофотосъемки и экологического мониторинга.
Ядром авиационного направления Кластера является ОАО "Авиакор - авиационный завод" - крупнейшее в России частное авиастроительное предприятие. ОАО "Авиакор - авиационный завод" входит в холдинг "Русские машины", который объединяет машиностроительные активы группы компаний "Базовый элемент". Основная сфера деятельности завода - строительство, ремонт и обслуживание самолетов Ту-154М и Ан-140-100. В 2010 году самолет Ан-140-100 признан лауреатом Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России". По своим характеристикам самолет Ан-140-100 способен составить конкуренцию иностранным аналогам, которые не адаптированы к условиям низких температур и грунтовым взлетно-посадочным полосам аэродромов. В настоящее время три лайнера Ан-140-100 успешно эксплуатируются авиакомпанией "Якутия". Самолет производится также для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Перспективным проектом ОАО "Авиакор - авиационный завод" может стать организация на собственной площадке производства турбовинтового самолета Ил-114. Данный самолет является универсальной транспортной платформой для создания различных типов воздушных судов - пассажирских, грузовых, грузо-пассажирских, специального назначения (патрульные, медицинские, для аэрофотосъемки и другие). Уникальной особенностью этого самолета является то, что все комплектующие к нему производятся в России.
В 2011 году в результате реструктуризации двигателестроительного сегмента Кластера на основе нескольких предприятий Самарской области была создана единая компания - ОАО "КУЗНЕЦОВ", входящее в структуру ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация". ОАО "КУЗНЕЦОВ" является основным производителем двигателей для космических пилотируемых аппаратов, стратегической авиации, газоперекачивающих станций, теплоэлектростанций. В настоящее время ОАО "КУЗНЕЦОВ" - это интегрированная структура, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания продукта: разработка, серийное производство, вывод на рынок и продажи, логистическая поддержка в эксплуатации. ОАО "КУЗНЕЦОВ" активно восстанавливает свои позиции на международной арене. Двигатели производства ОАО "КУЗНЕЦОВ" используются для выведения на орбиту ракет-носителей "Антарес" (Taurus II).