Текущее положение Кластера на мировом рынке (поставки авиационной техники)
Наименование продукта | Наименование аналога | Наименование предприятия-производителя | Объем поставок на мировой рынок, штук <7> | Доля производителя на мировом рынке, % |
Многоцелевые легкие самолеты | "Рысачок" | АО "РКЦ "Прогресс" | ||
Л 410 | Чешская авиастроительная компания "Let Aircraft Industries" ("Лэт Аиркрафт Индастрис") | 32 | 9,6 | |
"Evektor EV-55 Outback" ("Эвектор ИВи-55 Аутбэк") | Чешская компания "Evektor" ("Эвектор") | |||
"DHC-6 Twin Otter 400" ("ДиЭйчСи-6 Твин Оттер 400") | Канадская компания "Viking Air Limited" ("Викинг Эйр Лимитед") | |||
"Cessna Grand Caravan EX" ("Цессна Гранд Караван ИИкс") | Американская компания "Cessna Aircraft Company" ("Цессна Аиркрафт Компании") | 100 | 30 | |
"Pilatus PC-12 NG" ("Пилатус ПиСи-12 ЭнДжи") | Швейцарская компания "Pilatus Aircraft Ltd" ("Пилатус Аиркрафт ЭлТиДи") | 201 | 60,4 | |
Самолеты региональной авиации | Ан-140-100 | ОАО "Авиакор - авиационный завод" | 9 | 2,5 |
Ил-114-300 | Государственное акционерное общество "Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова" | |||
ATR-42-600 | Франко-итальянский концерн "ATR" ("ЭйТиЭр") | 9 | 2,5 | |
ATR-72-600 | Франко-итальянский концерн "ATR" ("ЭйТиЭр") | 173 | 47,5 | |
"Bombardier Q300" ("Бомбардир Кью300") | Канадская компания "Bombardier Aerospace" ("Бомбардир Аэроспэйс") | 31 | 8,5 | |
"Bombardier Q400" ("Бомбардир Кью400") | Канадская компания "Bombardier Aerospace" ("Бомбардир Аэроспэйс") | 90 | 25 | |
МА 60 | Китайская компания "Xian Aircraft Industrial Corporation" ("Ксиан Аиркрафт Индастриал Корпорэйшн") | 50 | 14 |
________________
<7> Общее количество поставленных самолетов в 2012 - 2014 годах, по состоянию на 01.08.2014, по данным чешской авиастроительной компании "Let Aircraft Industries", АО "РКЦ "Прогресс", чешской компании "Evektor", канадской компании "Viking Air Limited", американской компании "Cessna Aircraft Company", швейцарской компании "Pilatus Aircraft Ltd", франко-итальянского концерна "ATR", ОАО "Авиакор - авиационный завод", канадской компании "Bombardier Aerospace", китайской компании "Xian Aircraft Industrial Corporation".
При разработке и совершенствовании продуктов Кластера необходимо учитывать сильные и слабые стороны Кластера.
Наиболее выгодно Кластер представлен в сегменте услуг по выводу на орбиту полезной нагрузки и космических запусков. На долю Кластера приходится около 40% всех пусков в мире. При этом Кластер абсолютно не представлен в сегменте ракет-носителей тяжелого класса.
До 2018 года основными игроками на мировом рынке космических пусков будут американская компания "United Launch Alliance", китайская академия ракетно-космических технологий "CALT", европейское космическое агентство "ESA", американская компания "SpaceX", АО "РКЦ "Прогресс" и ГКНПЦ Хруничева.
По оценкам канадской компании "Bombardier Aerospace", в ближайшие десять лет в сегменте воздушных судов вместимостью от 20 до 59 человек и от 60 до 99 человек - сегменте основного (Ан-140-100) и потенциального (Ил-114-300) продукта Кластера - общее количество поставок составит около 6000 воздушных судов, в том числе около 400 судов - в сегменте вместимостью от 20 до 59 человек и около 5400 судов - в сегменте вместимостью от 60 до 99 человек.
Однако основной рост придется на воздушные суда вместимостью до 149 человек - более 13000 судов.
Особую обеспокоенность на грани утраты конкурентоспособности вызывает сегмент многоцелевых легких самолетов - аналогов самолету "Рысачок" производства АО "РКЦ "Прогресс". В настоящий момент рынок потенциального выхода самолета "Рысачок" плотно занят продукцией чешской авиастроительной компании "Let Aircraft Industries", американской компании "Cessna Aircraft Company", швейцарской компании "Pilatus Aircraft Ltd", канадской компании "Viking Air Limited".
Вместе с тем производство многоцелевых воздушных судов легкого класса, а также воздушных судов для региональных перевозок является в настоящее время актуальной задачей в масштабах Российской Федерации. Развитие региональной авиации находится в центре внимания федерального центра как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти. Суммарные возможности Кластера по производству воздушных судов для региональной авиации составляют 16 самолетов в год (Ан-140-100 - 6 и "Рысачок" - 10). При условии расширения производства и привлечения дополнительных инвестиций производственные мощности предприятий Кластера позволят производить до 30 самолетов Ан-140-100 и 20 легкомоторных самолетов "Рысачок".
Текущая потребность в воздушных судах для региональной авиации в России составляет порядка 200 самолетов. С учетом производственных возможностей к 2020 году Кластер будет способен полностью обеспечивать потребности региональных авиакомпаний в воздушных судах.
С развитием сегмента мониторинга и наблюдения земной поверхности актуальными становятся разработка и производство самолетов специального назначения, в том числе для целей дистанционного зондирования Земли. В Кластере производство самолетов специального назначения возможно организовать на базе ОАО "Авиакор - авиационный завод", АО "РКЦ "Прогресс", а также таких предприятий малого авиастроения, как ООО НПО "АэроВолга", ООО "Гидроплан", ООО "Гидросамолет", ООО "Авиатех", ООО "Самолетостроительная компания "Чайка", ООО "Научно-производственное предприятие "Авиационные технологии".
Приоритетным для авиационного сегмента Кластера является сохранение возможности государственной поддержки путем размещения государственного заказа на воздушные суда, развитие лизинга авиатехники отечественного (самарского) производства с государственной поддержкой, развитие международной кооперации и продвижение на мировой рынок таких уникальных продуктов в области малого авиастроения, как гидропланы, мобильные воздушные лаборатории для дистанционного зондирования Земли и другие самолеты специального назначения.
Важным преимуществом организации серийного производства региональных воздушных судов является мультипликативный эффект, который может быть достигнут путем кооперации организаций-участников Кластера. Например, двигатели для Ан-140-100 (ТВЗ-117ВМА-СБМ1) могут производиться на ОАО "КУЗНЕЦОВ" (производственный план до 2020 года может составить 480 двигателей). В целях производства самолетов Ан-140-100 ОАО "Авиаагрегат" способно организовать проектирование и производство шасси и гидроагрегатов (как для Ан-148), ЗАО "Гидроавтоматика" - производство различных агрегатов топливной, гидравлической, пневматической систем, систем управления и пожаротушения, систем жизнеобеспечения людей (продукция применяется на Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148).