На сегодняшний день лишь около 6% населения Самарской области арендует жилье для собственного проживания. При этом средние расходы граждан на аренду жилья составляют 8800 рублей в месяц. Каждый пятый житель области, снимающий жилье, несет значительные расходы на его оплату (свыше 30% совокупного семейного дохода).
Вместе с тем аренда жилья с арендной платой в размере, который в 2 - 6 раз меньше средней величины ежемесячного платежа по ипотечному кредиту, может решить проблему улучшения жилищных условий граждан, имеющих невысокий уровень доходов. Необходимо также учитывать изменение отношения населения к арендному жилью. По данным социологических исследований, 42% граждан положительно оценивают идею развития арендного жилья. Значительная часть граждан выражает готовность к постоянному проживанию в арендуемых жилых помещениях. Поэтому идея создания арендного жилья с точки зрения восприятия населением является перспективной.
Формирование фонда арендного жилья должно производиться с учетом наличия спроса на данный вид жилой недвижимости. Оценка спроса на арендное жилье возможна как на основании рыночных, так и иных факторов. В настоящее время следует констатировать отсутствие финансовых инструментов, которые позволили бы создавать арендное жилье, исходя из платежеспособного спроса граждан на него. Развитие фонда арендного жилья на сегодняшний день возможно лишь с учетом спроса, который фактически формируют органы власти различных уровней и крупные работодатели. Поэтому арендное жилье должно стать востребованным для следующих категорий граждан:
1) лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях;
2) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не состоящих на учете, чьи доходы не достаточны для приобретения жилого помещения;
3) работников социальной сферы, потребность в которых существует в муниципальных образованиях Самарской области;
4) работников предприятий Самарской области, в отношении которых работодатели выразили заинтересованность в обеспечении их арендным жильем.
Некоммерческое арендное жилье может быть также использовано для нужд граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, а также некоторых категорий лиц, которым Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление жилых помещений из состава маневренного фонда.
В отношении лиц, имеющих невысокий уровень доходов, возможно субсидирование платы за пользование жилым помещением (полностью или частично). При этом потребуется учитывать доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В период до 2020 года создание и развитие арендного жилья на территории Самарской области будет осуществляться посредством строительства арендных жилых домов, в том числе в рамках программ (проектов) открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
Определение потребности в арендном жилье должно производиться региональным оператором посредством формирования реестра лиц, нуждающихся в таком жилье. Ведение соответствующего реестра должно осуществляться на постоянной основе на условиях открытости и доступности по двум основным направлениям:
1) получение информации по инициативе самого регионального оператора путем направления соответствующих запросов в муниципальные образования и крупным предприятиям Самарской области;
2) самостоятельное обращение к региональному оператору муниципальных образований, предприятий и иных организаций Самарской области, а также физических лиц, нуждающихся в арендном жилье.
Механизм формирования арендного жилья будет включать в себя безвозмездную передачу региональному оператору земельного участка, подготовку им площадки для строительства и последующее отчуждение ее застройщику. Для создания арендных домов потребуется привлечение кредитных средств в целях финансирования проектов по строительству, приобретению и эксплуатации таких домов. Соответствующее финансирование может предполагать: