Все население, заинтересованное в улучшении жилищных условий, с целью применения всего спектра способов решения жилищной проблемы условно можно поделить на 5 групп в зависимости от степени платежеспособности и наличия желания приобрести готовое жилое помещение или самостоятельно построить индивидуальный жилой дом.
Первая группа - это платежеспособная часть населения, способная самостоятельно приобрести жилье за счет собственных или привлеченных заемных (кредитных) средств. Удовлетворение спроса данной группы населения на жилые помещения зависит исключительно от объемов строительства жилья разного класса, что стимулируется общими мерами государственной поддержки субъектов рынка строительства жилья.
Вторая группа - это условно платежеспособная часть населения, способная приобрести стандартное жилье за счет собственных или привлеченных заемных (кредитных) средств в более низком ценовом сегменте.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 02.07.2018 N 374)
Третья группа - это часть населения, чей платежеспособный спрос на жилье обусловлен предоставляемыми мерами государственной социальной поддержки (социальными выплатами, жилищными сертификатами и т.п.). Соответствующие меры государственной поддержки являются самостоятельными способами стимулирования платежеспособного спроса на жилье.
Четвертая группа - это часть населения, не имеющая права на меры государственной социальной поддержки (социальные выплаты, жилищные сертификаты и т.п.), а также возможности самостоятельно удовлетворить потребности в улучшении жилищных условий. Данная часть населения также может быть поделена на две подгруппы: не имеющие права на получение жилого помещения по договору социального найма и имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма. Стимулирование государственного спроса на жилье для обеспечения социально незащищенных категорий граждан можно обеспечить либо за счет увеличения бюджетных расходов на указанные цели, либо путем оптимизации таких расходов (например, предложение арендного жилья для отдельных категорий (групп) граждан вместо ожидания получения социального жилья - заменяя покупку жилья созданием арендного жилья либо уходом от прямого субсидирования отдельных групп населения, направляя указанные ресурсы на поддержку в приобретении жилья гражданами, оказывая существенную поддержку на первом этапе (в части первоначального взноса или уплаты процентов в первые годы обслуживания ипотечного кредита при приобретении (строительстве) жилья).
Пятая группа - граждане, не желающие покупать готовое жилье и стремящиеся к самостоятельному строительству индивидуальных жилых домов. Для данной категории должны готовиться площадки для массового индивидуального жилищного строительства с введением в законодательство стимулирующих мер к строительству дома и регистрации права собственности на него в течение 5 лет с момента предоставления земельного участка для строительства. Такая система мер в перспективе позволит компенсировать расходы государства (муниципалитетов) на подготовку площадок за счет уплаты налога на имущество физических лиц.
Жилищная политика Самарской области направлена на стимулирование приобретения жилья гражданами перечисленных пяти групп населения. Это обеспечивает формирование непрерывной системы обновления и увеличения площади жилья за счет перемещения граждан между различными группами по спросу на жилье и формирования новых потребностей в приобретении более качественного жилья.
Необходимо постепенно повышать стандарты обеспечения жильем населения за счет снижения стоимости элитного жилья, жилья бизнес-класса, комфорт-класса. Тенденции к развитию спроса показывают, что если в ближайшие два - три года спрос концентрируется вокруг одно-, двухкомнатных квартир стандартного жилья, то граждане, планирующие покупку жилья через пять лет, в основном ориентируются как минимум на трехкомнатные квартиры.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 02.07.2018 N 374)
Плавное повышение стандартов обеспечения жильем, массовое строительство более просторного и комфортного жилья будет способствовать существенному снижению стоимости жилья на вторичном рынке, открывая возможность его приобретения для граждан, которые раньше не могли даже мечтать о собственном жилье.