Действующий

Об утверждении Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года (с изменениями на 26 июня 2019 года)



6. Ликвидация аварийного и ветхого жилья


Как было отмечено в разделе I настоящей Концепции, больше половины жителей области (55%) проживает в домах и квартирах, устаревших с точки зрения современных требований к инфраструктуре и коммуникациям комфортного жилья.


Упор на освоение новых строительных площадок и расширение границ населенных пунктов приведет к обветшанию жилья в существующих границах населенных пунктов. Поэтому необходимы выработка и применение эффективных мер обновления жилищного фонда, прежде всего в городах Самарской области. При этом важно учитывать интересы населения, проживающего в "старом" жилье, стремление сохранить возможность проживания в месте нахождения своего жилья. В этих целях в качестве технологии расселения из ветхого, аварийного и морально устаревающего жилья необходимо создавать и использовать государственный маневренный фонд и арендный жилищный фонд для временного проживания граждан, чьи дома должны быть ликвидированы, на период их сноса и строительства нового жилья. Гражданам, выселенным из ветхого, аварийного и морально устаревающего жилья, должны быть предоставлены жилые помещения в новых многоквартирных домах, построенных на месте снесенного жилья. Строительство объектов маневренного фонда в крупных городах Самарской области по возможности должно быть запланировано в местах концентрации ветхого, аварийного и морально устаревающего жилья. При этом часть маневренного фонда, построенного до 2018 года в городе Самаре, может быть использована для целей расселения болельщиков чемпионата мира по футболу в 2018 году.


К 2020 году необходимо обеспечить отсутствие в Самарской области ветхого и аварийного жилищного фонда, а также снижение среднего уровня износа жилищного фонда до нормативного уровня.


Для решения этой задачи необходимо:


1) увеличить объемы и темпы расселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, привлечь на указанные цели дополнительные ресурсы федерального бюджета и средства государственных институтов содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и развитию жилищного строительства;


2) создать эффективные системы планирования, мониторинга, отчетности и взаимодействия всех участников мероприятий с целью выполнения предусмотренных планов по ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда. Будет создана региональная система учета ветхого и аварийного жилья и обеспечена ежегодная актуализация данных системы учета ветхого и аварийного жилья;


3) подготовить сводный перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на основании представленных органами местного самоуправления адресных списков аварийных жилых домов и списков граждан, подлежащих расселению, с указанием правовых и технических характеристик принадлежащих им жилых помещений.


Программы государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим капитальный ремонт общего имущества жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья. При этом предусмотренные объемы финансирования мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2012 года и не входящих в действующие программы переселения по данным реестра аварийных домов, не обеспечивают в полной мере выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".


В разрезе конкретных муниципалитетов и территорий проживания граждан необходимо реализовать адресные мероприятия по обновлению существующего жилищного фонда и расселению граждан из ветхого и неблагоустроенного жилья с учетом дифференциации порядка и условий предоставления мер государственной поддержки, а также стимулирования частной инициативы.


Должна быть разрешена проблема реализации инициативы застройщика (инвестора) по отселению за свой счет (полностью или частично) нанимателя непригодного жилья по договору социального найма в другое благоустроенное жилье. В соответствии с законодательством не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. Поэтому граждане - наниматели аварийного жилья по договору социального найма не имеют возможности приватизировать жилье, а застройщик (инвестор), в свою очередь, лишен возможности выкупа такого жилья. В целях разрешения подобных ситуаций должно быть введено в практику заключение трехсторонних договоров между застройщиком (инвестором), органом местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться жилыми помещениями по договору социального найма, и нанимателем непригодного жилья. Характер обязательств, установленных подобными договорами, должен предусматривать гарантии по защите имущественных прав нанимателя со стороны органа местного самоуправления, расторжение договора социального найма жилого помещения в случае предоставления застройщиком (инвестором) жилого помещения в собственность нанимателя, согласие органа местного самоуправления на ликвидацию застройщиком (инвестором) объекта - непригодного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, после предоставления нанимателю благоустроенного жилого помещения и расторжения договора социального найма. В целях упрощения организации общественного контроля за реализацией вышеизложенной схемы отселения из непригодного муниципального жилищного фонда, снижения рисков коррупционных проявлений при таком отселении минимизации материальных и организационных издержек органов местного самоуправления, связанных с заключением и исполнением упомянутых договоров, а также в целях формирования единообразной практики отселения, целесообразно рассмотреть возможность возложения по доверенности полномочий органов местного самоуправления по совершению подобных сделок на регионального оператора.


Необходимо также обеспечить при отселении граждан из непригодных жилых помещений, находящихся в их собственности, единообразное понимание относительно того, на что имеют право отселяемые граждане, в целях устранения предпосылок к возникновению полярных ситуаций: злоупотребления застройщиком (инвестором) своим положением или предъявления чрезмерно завышенных требований гражданами - собственниками непригодных жилых помещений. Функция оказания содействия застройщикам (инвесторам) и отселяемым гражданам, являющимся собственниками непригодных жилых помещений, также должна быть возложена на регионального оператора.