Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе является одним из важнейших принципов государственной политики в интересах детей. Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая особого внимания и консолидации усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Статьей 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Организация отдыха детей в каникулярное время в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
В связи с закреплением в 2010 году полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей за органами государственной власти субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные программы и планы мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
В соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещания об организации детского отдыха от 20.05.2013 № ДМ-П12-28пр высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить необходимые объемы финансирования мероприятий по обеспечению оздоровительной кампании детей, а также принять меры по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных организаций отдыха и оздоровления детей. Основные направления реализации мероприятий государственной программы обеспечивают исполнение данных рекомендаций.
Система отдыха и оздоровления детей в Самарской области имеет ряд особенностей. Основным элементом данной системы является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и развитие учреждений, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время система координации в сфере отдыха и оздоровления детей обеспечивается через работу областной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей при Правительстве Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 19.01.2005 № 7 «О межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей при Правительстве Самарской области», и муниципальных межведомственных комиссий.
В Самарской области ежегодно принимается постановление Правительства Самарской области об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Самарской области, которым утверждается межведомственный план мероприятий на год.
В 2012 году на территории Самарской области проживал 541 161 ребенок в возрасте от 0 до 18 лет, что составило 16,8 % от общей численности населения Самарской области.
Состав данной категории населения в 2012 году характеризовался следующими показателями:
404 088 детей Самарской области или 74,7 % проживало в городских округах, 137 073 ребенка или 25,3 % - в муниципальных районах;
в регионе насчитывалось 341 765 детей в возрасте от 6 до 17 лет, что составило 63,2 % от общего количества детей.
По состоянию на 01.01.2013 на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Самарской области состояло 5 468 человек или 1 % от общего количества всех детей.
Летние каникулы являются особенным периодом для работы всей системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Именно на летний период приходится наибольшее количество отпусков в учреждениях общего и дополнительного образования, в центрах по организации досуга, что приводит к появлению у детей незанятого свободного времени, которое не всегда заполняется положительными инициативами.
В последние годы отмечается увеличение уровня заболеваемости у детей органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, инфекционных заболеваний. Остаются высокими показатели детского травматизма и отравлений. Распространенность болезней у детей на 100 000 детского населения постоянно растет. Причинами ухудшения здоровья детей являются увеличение учебной нагрузки в школах, недостаточная эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
В этой связи дети в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению детей.
Основным показателем, определяющим результаты деятельности всех должностных лиц и специалистов при организации и проведении оздоровительной кампании детей, является оздоровительный эффект, который получают дети после отдыха в детских лагерях.
В 2013 году сохранились высокие интегральные показатели эффективности оздоровления детей.
Выраженный оздоровительный эффект отмечен у 88,9% детей, умеренный оздоровительный эффект - у 10,8%, отсутствие оздоровительного эффекта - у 0,3%.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации государственной программы существенными являются следующие риски:
макроэкономические, при которых возможно ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция;
финансовые, при которых отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках государственной программы может привести к сокращению количества оздоровленных детей в Самарской области и, как следствие, показатели (индикаторы) государственной программы не будут достигнуты.
В целом количество объектов отдыха и оздоровления детей в Самарской области на протяжении ряда лет не сокращается. В 2013 году функционирует 810 организаций (в 2012 году - 807, в 2011 году - 774), в том числе:
лагерей дневного пребывания - 753 (в 2012 году - 744, в 2011 году - 710);
стационарных оздоровительных лагерей - 50 (в 2012 году - 52, в 2011 году - 54);
детских санаториев и санаториев для взрослых, на базе которых были организованы заезды родителей с детьми - 7 (в 2012 году - 11, в 2011 году - 10).
Вместе с тем наблюдается тенденция к сокращению количества стационарных оздоровительных лагерей, находящихся в частной собственности.
Материально-техническая база многих стационарных оздоровительных лагерей в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. Большинство объектов были построены и введены в эксплуатацию в 60 - 70 годы прошлого столетия. В процессе длительной эксплуатации их база устарела, за последние годы она практически не обновлялась и не совершенствовалась, износ основных средств составляет более 70 %.
В связи с недостатком средств муниципальные образования в Самарской области и балансодержатели при подготовке стационарных оздоровительных лагерей к вводу в эксплуатацию перед началом оздоровительного сезона проводят в основном текущий ремонт. В связи с этим их материально-техническая база практически не обновляется.
Во многих учреждениях неблагополучное санитарно-гигиеническое состояние пищеблоков, изношенные системы водоснабжения и канализации, недостаточная оснащенность технологическим оборудованием, кухонным инвентарем, противопожарным оборудованием. Все эти факторы препятствуют обеспечению оптимальных, безопасных условий для отдыха и оздоровления детей в лагере.
Проблема восстановления и развития материально-технической базы особенно остро стоит в летних загородных стационарных лагерях. Их отличительной особенностью является сезонность функционирования, следовательно, они нуждаются в ежегодном ремонте перед началом каждого оздоровительного сезона, что предполагает значительно больший объем затрат по сравнению с поддержанием круглогодично действующей базы.
В настоящее время крайне необходимо принять меры по сохранению инфраструктурных объектов учреждений отдыха и оздоровления детей.
Имеется проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей. Вследствие низкой заработной платы работников летних загородных стационарных лагерей, некомфортных условий проживания персонала существует проблема недостаточного их укомплектования квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами.
Требуется совершенствование форм и содержания, а также развитие отдельных наиболее востребованных видов отдыха и оздоровления детей.
Социальная значимость проблем детского отдыха и оздоровления обусловливает необходимость их решения при комплексном, системном и целенаправленном взаимодействии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Самарской области с институтами гражданского общества с привлечением дополнительных инвестиций и использованием программно-целевого метода, что позволит обеспечить обоснованное воздействие на объекты управления с целью гарантированного обеспечения детей необходимыми условиями для полноценного и безопасного отдыха и оздоровления.