ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" (далее - государственная программа)
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | государственная программа Самарской области "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года" |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | поручение вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области от 16.08.2013 N 6-20/517 |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области |
СОИСПОЛНИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | отсутствуют |
УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | юридические лица, физические лица (по согласованию) |
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв путем использования средств комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов |
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | восстановление мелиоративного фонда (мелиоративные земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению земель; |
увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий; | ||
создание новых рабочих мест | ||
ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования; |
прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения; | ||
сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий | ||
ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | 2014 - 2020 годы: I этап - 2014 - 2016 годы; II этап - 2017 - 2020 годы |
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | общий объем средств областного бюджета, формируемый в том числе с учетом поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в 2014 - 2020 годах, составляет 642,63 млн. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета (за исключением поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 521,13 млн. рублей; за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, - 121,50 млн. рублей. В целях решения поставленных задач в государственной программе приведена информация о предполагаемом финансировании мероприятия за счет внебюджетных источников в объеме 2182,92 млн. рублей |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования к 2020 году составит 15,616 тыс. гектаров; прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения к 2020 году составит 128 процентов; сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий к 2020 году (882 рабочих места) |
--------------------------------
<*> Сноска утратила силу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.06.2016 N 327.
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в сфере реализации государственной программы, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы
Орошаемые земли во всем мире являются одним из главных факторов обеспечения стабильности сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.
В 2009 - 2010 годах на территории Самарской области действовал режим чрезвычайной ситуации в связи со сложившимися аномальными агрометеорологическими условиями, обусловленными острым дефицитом осадков, экстремально высокими среднесуточными температурами воздуха и суховейными явлениями. Площадь погибших посевов в 2009 году составила более 600 тыс. гектаров (33% всех посевных площадей в Самарской области), в 2010 году - 890 тыс. гектаров (45%).
Материальный ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате гибели сельскохозяйственных культур составил 5,8 млрд. рублей, фактические прямые затраты - 3,5 млрд. рублей.
В 2012 - 2013 годах режим чрезвычайной ситуации был введен в семи муниципальных районах Самарской области.
В целях снижения негативного влияния экономических и природных рисков, сопровождающихся значительным снижением урожайности и объемов сбора сельскохозяйственной продукции, необходимо повысить эффективность использования мелиорируемых земель на территории Самарской области.
Наиболее действенным средством обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях глобального изменения климата, а зачастую и экстремального его проявления является водная мелиорация - орошение земель.
Показатели наличия орошаемых земель и состояния оросительных систем на территории Самарской области по состоянию на 01.01.2013 приведены в приложении 1 к настоящей государственной программе.
Имеющаяся в настоящее время на территории Самарской области площадь мелиорированных земель при невысокой их продуктивности (из-за почти полной амортизации гидромелиоративных систем и снижения культуры земледелия) не может оказать решающего влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий. В будущем это отрицательно повлияет на темпы социально-экономического развития региона.
Высокая зависимость сельскохозяйственного производства от агрометеорологических условий, накопившиеся проблемы в состоянии гидромелиоративных систем обусловили необходимость разработки и утверждения настоящей государственной программы.
Обозначенные проблемы являются общегосударственными и могут быть решены на межведомственном уровне. Осуществление мероприятий государственной программы позволит одновременно увеличить площади орошаемых земель, повысить эффективность их использования, осуществить реконструкцию и капитальный ремонт оросительных систем и других мелиоративных фондов, оптимизировать режимы орошения и технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Восстановление, реконструкция и дальнейшее развитие мелиорации земель в Самарской области на инновационной основе станут надежным средством противостояния аномальным проявлениям климата. Так, при выращивании без полива урожайность картофеля не превысит 150 центнеров с гектара, овощей - 100 центнеров с гектара, зерновых культур - 15 - 17 центнеров с гектара, сои - 8 - 12 центнеров с гектара, кормовых культур - 50 центнеров кормовых единиц с гектара. При выращивании на орошаемых землях урожайность картофеля увеличивается в 2 раза и достигает 300 центнеров с гектара, овощей - в 3 раза и достигает 300 центнеров с гектара, зерновых культур - более чем в 3 раза и достигает 55 центнеров с гектара, сои - в 3 раза и достигает 30 центнеров с гектара, кормовых культур - в 2 раза и достигает до 100 центнеров кормовых единиц с гектара.
Мероприятия государственной программы разработаны с учетом Схемы территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 N 261, а также схем территориального планирования муниципальных районов Самарской области.
Государственная программа позволит продолжить реализацию государственной политики, направленной на решение проблемы продовольственной безопасности региона и устойчивого развития сельских территорий.
Основные риски, связанные с реализацией государственной программы, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращенным уровнем финансирования мероприятий, изменением федерального и регионального законодательств в областях, затрагивающих условия ее реализации, изменением условий кредитования, уменьшением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличением стоимости тарифов на потребляемую электроэнергию и воду.
Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий государственной программы, что, в конечном итоге, отразится на выполнении ее показателей.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг реализации государственной программы, эффективное перераспределение финансовых ресурсов, привлеченных для ее реализации, своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов, использования инновационных технологий при строительстве и реконструкции мелиоративных систем.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации государственной программы, цель и задачи реализации государственной программы, а также основные ожидаемые результаты ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы