Недействующий

Об утверждении региональной программы "Развитие здравоохранения Самарской области" на 2013 - 2020 годы

Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

     По состоянию на 01.01.2013 в системе здравоохранения Самарской области функционируют 157 медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) - 144, учреждений особого типа - 13.
     В составе 144 ЛПУ - 64 больницы, 18 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 18 стоматологических поликлиник, 24 диспансера, 4 станции скорой медицинской помощи, 9 санаториев, 2 станции переливания крови, 5 домов ребенка.
     Коечный фонд стационарных учреждений составляет 25 497 коек (с учетом количества коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной с 2007 по 2012 год реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 3% (2007 год - 26 262 койки). Основное сокращение количества коек было проведено в период с 1999 по 2003 год, в то же время увеличилась мощность дневных стационаров на 9,4% и составила 5 061 койку, из них в поликлиниках - 4 016 коек (79,4%).
     В Самарской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, включающая в себя:
     первый уровень - первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП). ПМСП оказывается в 23 центральных районных больницах, 22 городских больницах, 11 врачебных амбулаториях, 499 фельдшерских пунктах (далее - ФП) и фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП), 151 офисе врачей общей практики (далее - ОВОП), 18 самостоятельных стоматологических поликлиниках, 28 организациях иных форм собственности, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834 (далее - Территориальная программа);
     второй уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно экстренной и неотложной медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь второго уровня оказывается в 25 городских больницах, 4 центральных районных больницах, 1 городской специализированной больнице (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская инфекционная больница"), 22 диспансерах (врачебно-физкультурный - 1, кожно-венерологических - 4, противотуберкулезных - 7, наркологических - 5, психоневрологических - 5), 12 межмуниципальных медицинских центрах (далее - ММЦ), 5 межмуниципальных перинатальных центрах;
     третий уровень (региональный) - оказание специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь третьего уровня, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, оказывается в 11 учреждениях.
     Причинами, формирующими недостаточную динамику состояния здоровья населения, являются:
     низкая мотивация населения к соблюдению здорового образа жизни;
     высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
     высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
     недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);
     несвоевременное обращение за медицинской помощью;
     низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
     несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
     низкое развитие замещающих стационар технологий;
     недостатки в организации оказания медицинской помощи сельским жителям;
     недостаточное внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;
     отсутствие универсальных индикаторов качества оказания медицинской помощи;
     недостаточная оптимизация этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающая оптимальную маршрутизацию потока пациентов.
     Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
     Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формируют недостаточную динамику состояния здоровья населения.
     Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает динамику обновления программ подготовки и переподготовки специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в отрасли здравоохранения также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
     Существенно сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. В настоящее время уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации, при этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации, соответственно, необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.
     Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена здравоохранения, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
     Созданы основы для создания электронной базы знаний в сфере здравоохранения. Имеются инновационные решения в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников.
     Одновременно планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональной программы модернизации здравоохранения Самарской области на 2011 - 2012 годы в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинским работниками разных медицинских организаций.