Недействующий

Об утверждении региональной программы "Развитие здравоохранения Самарской области" на 2013 - 2020 годы

Мероприятие 2.7. Совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации

     

     В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года одной из главных задач в сфере здравоохранения является обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи населению Самарской области.
     Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания населению СМП в медицинских организациях субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834, СМП должна оказываться гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями государственной и муниципальной систем здравоохранения безотлагательно.
     Одним из приоритетов государственной политики, проводимой в Самарской области, является сохранение и укрепление здоровья населения. За последние годы существенно возросло значение службы СМП, службы медицины катастроф и санавиации как одних из важных факторов, составляющих национальную безопасность. В случае угрозы или при возникновении техногенных аварий, катастроф и террористических актов, при которых медико-санитарные потери значительны, эти службы обеспечивают выполнение дополнительных задач, направленных на повышение оперативности прибытия бригад СМП на вызовы. Статистика за последние 10 лет свидетельствует о том, что в Самарской области значительно возросло количество чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера, а также масштабы людских потерь и материального ущерба от них. Высокая смертность при авариях на автодорогах подтверждает недостаточную эффективность как организации дорожного движения и состояния автодорожной сети, так и низкой действенности системы оказания помощи пострадавшим при ДТП. Основной задачей службы СМП является оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим, находящимся вне ЛПУ, в минимально короткие сроки и максимально полном объеме. При своевременном вызове спасателей и бригады врачей, квалифицированном оказании помощи на месте происшествия, доставке пострадавшего в ЛПУ в максимально короткие сроки, обеспечивая так называемое правило "золотого часа" для сохранения жизни, можно гарантированно спасти жизнь еще 12 - 15% пострадавших при ДТП и ЧС. Между тем практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев именно на этапе оповещения о ЧС трудно обеспечить управление и координацию действий привлекаемых сил и средств.
     Одним из путей решения данной проблемы может стать создание регионального центра мониторинга, прогнозирования и управления (далее - ЦМПУ) в составе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (далее - Центр медицины катастроф), информационно интегрированного с региональным центром управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области и формированиями спасателей.
     ЦМПУ планируется создать с целью решения следующих задач:
     прогнозирование и оценка рисков медико-санитарных последствий ДТП и ЧС регионального и муниципального уровней, разработка комплекса мер по обеспечению необходимого уровня защищенности населения региона;
     оперативный сбор и анализ информации по деятельности учреждений и формирований службы медицины катастроф (далее - СМК) области, уровню их готовности к ликвидации медико-санитарных последствий ДТП и ЧС;
     постоянное взаимодействие и обмен оперативной информацией с региональными органами управления МВД и МЧС, другими ведомствами;
     сбор, обработка и анализ оперативной информации об угрозе или фактах возникновения ЧС, имеющих медико-санитарные последствия на территории области;
     оповещение в установленном порядке должностных лиц о ЧС природного и техногенного характера, имеющих медико-санитарные последствия;
     доведение решений и команд по ликвидации медико-санитарных последствий ДТП и ЧС до руководителей органов управления и учреждений на территории субъекта Российской Федерации и контроль за их выполнением;
     контроль оперативной обстановки и хода ликвидации медико-санитарных последствий ДТП и ЧС;
     обеспечение информационной поддержки принятия решений штабом по ликвидации медико-санитарных последствий ДТП и ЧС;
     информационное обеспечение руководящего состава министерства здравоохранения субъекта Российской Федерации и заинтересованных региональных органов исполнительной власти по проблемам ликвидации медико-санитарных последствий ДТП и ЧС;
     создание и ведение банка данных по силам и средствам СМК, медико-санитарным последствиям ДТП и ЧС на территории субъекта Российской Федерации.
     Социально-экономический эффект, ожидаемый от создания ЦМПУ и внедрения в работу СМП информационных технологий:
     снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения;
     повышение трудового потенциала региона за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения в результате заболеваний;
     снижение затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов за счет повышения эффективности медико-экономической экспертизы и иных механизмов финансового контроля;
     снижение затрат на расходные медицинские материалы за счет повышения точности планирования потребности в них.
     В настоящее время станции и отделения СМП, а также Центр медицины катастроф работают как самостоятельные структурные единицы без единого руководства и управления, что затрудняет взаимодействие при выполнении поставленных перед ними задач. Также отсутствуют преемственность в работе и координация управления экстренными медицинскими службами.
     В 2012 году 88% (3 983) выездов бригад СМП на ДТП были выполнены в соответствии с нормативом до 20 минут по времени ожидания прибытия на место вызова (в 2011 году - 88,9%, или 3 484 выезда, в среднем в Российской Федерации - 88,7%, по Приволжскому федеральному округу - 89,5%), остальные - с задержками:
     от 21 до 40 минут - 10,7%, или 483 выезда (в 2011 году - 10%, или 393 выезда);
     от 41 до 60 минут - 1,2%, или 53 выезда (в 2011 году - 1%, или 42 выезда);
     свыше 60 минут - 0,1%, или 8 выездов (в 2011 году - 1 выезд).
     Допущенные задержки в выполнении вызовов СМП связаны с:
     недостаточным количеством дежурных бригад (в 2012 году дефицит составил 35 круглосуточных бригад, в 2011 году - 30);
     восстановительным ремонтом санитарных автомобилей в связи с изношенностью санитарного автопарка;
     ростом вызовов (на 8,6%) на улицу и в общественные места по причинам несчастных случаев, перевозок и родов;
     высоким уровнем доставки пациентов в ЛПУ, что ведет к увеличению времени, затраченному на их обслуживание, и уменьшению количества выездов бригад СМП;
     увеличением количества фельдшерских бригад, работающих в составе одного фельдшера, затрачивающих больше времени на выполнение вызова;
     увеличением количества поступающих вызовов в вечерние часы с 17 до 23 часов в городах (до 80 - 90 вызовов в час) в связи с завершением работы поликлиник;
     выполнением несвойственных функций для СМП - перевозка крови и врачей-консультантов, отвлечение дежурных бригад на культурно-массовые общественные и спортивные мероприятия;
     внешними причинами - загруженностью транспортных магистралей и отсутствием приоритетных полос движения для спецавтотранспорта.
     Служба СМП функционирует круглосуточно и находится в постоянной готовности к оказанию экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе в режиме повседневной работы и в режиме ЧС.
     В режиме ЧС все бригады СМП переходят в подчинение Центра медицины катастроф, который выполняет главную координирующую функцию и руководит работой бригад СМП.
     СМП является самым массовым, бесплатным и доступным видом медицинской помощи. Радиус обслуживания по области составляет от 5 до 108 км. Востребованность СМП у населения области составляет в среднем 30% от общей численности населения: в 2012 году показатель обращаемости за СМП в Самарской области составил 309 случаев на 1 000 человек населения (в 2011 году - 318, в 2010 году - 310, в 2009 году - 306). Обращаемость населения в городах составила 291,8 случая, в сельских районах - 321,8, но качество оказания СМП остается по-прежнему на низком уровне.
     В целом по области в 2012 году количество обращений населения составило 947 199 случаев (в 2011 году - 993 607 случаев). Из них в городах - 643 455 случаев (67,8%), в сельских районах - 305 744 случая (32,2%).
     На территории Самарской области медицинскую деятельность по оказанию СМП осуществляют 4 самостоятельные станции в городских округах Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск и 34 отделения в составе центральных городских и районных больниц.
     В 2012 году населению Самарской области СМП оказывали 780 бригад, включая 312 (40%) врачебных и 468 (60%) фельдшерских. В 2011 году в составе 784 бригад работало 317 (40,4%) врачебных и 467 (59,6%) фельдшерских. При этом на сельских территориях в основном оказывают СМП фельдшерские бригады, в составе которых из медицинского персонала работает только один фельдшер.
     Из-за ежегодного оттока кадров количество врачебных бригад СМП уменьшается и они заменяются фельдшерскими. Дефицит врачебных кадров является одной из острых проблем службы. Утрачен социальный престиж профессии врача скорой помощи, и крайне редко выпускники медицинских институтов трудоустраиваются в отделения СМП. В 2011 - 2012 годах в интернатуру на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный медицинский университет" по специальности "скорая медицинская помощь" планировалось зачислить 20 человек, но для формирования врачебных бригад СМП уже в настоящее время требуется принять не менее 60 человек.
     Общая укомплектованность службы СМП физическими лицами имеет тенденцию к снижению: в 2012 году - 56%, в 2011 году - 58,8%, в 2010 году - 60,2%, в 2009 году - 61,7%, в том числе:
     в городах: в 2012 году - 49,6%, в 2011 году - 54,4%, в 2010 году - 55,9%, в 2009 году - 56,9%;
     в сельских районах: в 2012 году - 78,2%, в 2011 году - 80,7%, в 2010 году - 79,6%, в 2009 году - 83%.
     В 2012 году укомплектованность физическими лицами основного состава службы СМП уменьшилась и составила:
     врачами - 35,3% (в 2011 году - 40,7%, в 2010 году - 41,6%, в 2009 году - 43,3%);
     средними медицинскими работниками - 71,6% (в 2011 году - 74,9%, в 2010 году - 76,8%, в 2009 году - 76,2%);
     водителями - 60% (в 2011 году - 62,9%, в 2010 году - 67,6%, в 2009 году - 69%).
     Вместе с тем существуют и другие проблемы, препятствующие эффективному оказанию СМП населению Самарской области. Износ парка автомобильного транспорта составляет 56,5%, износ медицинского оборудования - 70%, в подавляющем большинстве бригады СМП размещаются в приспособленных помещениях (часть - в жилых домах), нуждающихся в ремонте. В Самарской области только в городском округе Жигулевск построено современное здание для СМП с теплыми гаражами для санитарных автомобилей.
     С целью организации оказания СМП при особо тяжелых состояниях, требующих срочной доставки в специализированные отделения, необходимо развитие санитарно-авиационной службы. Для этого планируется отремонтировать вертолетную площадку, расположенную на территории государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская клиническая больница N 5", и оборудовать ее наземным навигационным оборудованием, построить на территории государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина" базовую вертолетную площадку, а также приобрести для указанных учреждений 4 вертолета.