Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы городского округа Самара по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей на 2014 - 2018 годы (с изменениями на 13 августа 2014 года)

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 13 августа 2014 г. № 1205)


     Проблема целенаправленной работы с одаренными и талантливыми детьми обусловлена многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, которые потребуют кадрового состава, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Особая роль отводится сохранению и приумножению интеллектуального потенциала страны, воспроизводству интеллектуального человеческого ресурса.
     В связи с этим важной задачей современного образования является сохранение и развитие творческого потенциала человека. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. Президент Российской Федерации подчеркнул, что «приоритеты последующих лет - это полноценное формирование новой системы поиска и поддержки юных талантов». Таким образом, развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей является приоритетным государственным заказом для образовательных учреждений.
     Стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития городского округа Самара в соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области, утверждённым решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, в том числе являются организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью.
     В городском округе Самара сложилась система работы с одаренными и талантливыми детьми. В этой работе принимают участие 165 общеобразовательных учреждений, 69 учреждений дополнительного образования. Координацию деятельности с одаренными и талантливыми детьми осуществляют Департамент образования Администрации городского округа Самара, муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации «Центр развития образования городского округа Самара», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий. До 2011 года данное направление реализовывалось в форме мероприятий самостоятельного раздела комплексно-целевой программы «Дети Самары», срок которой истек. (в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 13 августа 2014 г. № 1205)

     Ежегодно в городе проводится более 80 мероприятий учебно-исследовательской, художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленности с общим количеством участников 40 тысяч учащихся и воспитанников. Ряд мероприятий имеют статус региональных (Физико-математический праздник, открытый интеллектуальный марафон «Вехи истории», «Алабинские чтения» и др.) и международных (Открытые Международные Славянские чтения, Открытый международный очно- дистанционный фестиваль «Компьютерная страна»). Растет число участников, победителей и призеров олимпиад, конференций, конкурсов, соревнований и иных конкурсных мероприятий на городском, региональном и всероссийском уровнях.
     Традиционными стали конкурсы педагогического мастерства «Учитель года городского округа Самара», «Сердце отдаю детям» и другие, которые являются действенным механизмом поддержки лучших учителей и классных руководителей. Высоки результаты, характеризующие участие педагогов Самары в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
     Вместе с тем в работе с одаренными и талантливыми детьми выявлены определенные проблемы:
     недостаточный уровень координации деятельности структур, заинтересованных в работе с одаренными и талантливыми детьми;
     отсутствие системы мониторинга выявления одаренных и талантливых детей, продвижения их в социуме;
     не создана информационная база сопровождения одаренных и талантливых детей;
     существующая система повышения квалификации не в полной мере обеспечивает образовательные потребности педагогических работников в вопросах выявления и поддержки одаренных и талантливых детей;
     необходимость оптимизации работы по организации взаимодействия с родителями (законными представителями) в вопросах поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.
     В настоящее время имеется ряд проблем, сдерживающих совершенствование педагогического корпуса:
     недостаточная мотивация педагогических кадров к повышению уровня своего мастерства;
     отсутствие действенных механизмов привлечения грантовой поддержки талантливых школьников и педагогов;
     низкий престиж педагогической профессии и отсутствие заинтересованности выпускников педагогических вузов работать по специальности.
     Указанные проблемы требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем. Данная Программа представляет комплекс различных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.