По состоянию на 01.01.2013 в системе здравоохранения Самарской области функционируют 157 медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактические учреждения - 144, учреждения особого типа - 13.
В состав 144 лечебно-профилактических учреждений входят 64 больницы, 18 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 18 стоматологических поликлиник, 24 диспансера, 4 станции скорой медицинской помощи, 9 санаториев, 2 станции переливания крови, 5 домов ребенка.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 25 497 коек (с учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной с 2007 по 2012 год реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 3% (2007 год - 26 262 койки). Основное сокращение коек было проведено в период с 1999 по 2003 год, в то же время увеличилась мощность дневных стационаров на 9,4% и составила 5 061 койку, из них в поликлиниках - 4 016 коек (79,4%).
В Самарской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, включающая:
первый уровень - оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП). ПМСП оказывается в 23 центральных районных больницах (далее - ЦРБ), 22 городских больницах, 11 врачебных амбулаториях, 499 фельдшерских пунктах и фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП), 151 офисе врачей общей практики (далее - ОВОП), 18 самостоятельных стоматологических поликлиниках, 28 организациях иных форм собственности, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834 (далее - Территориальная программа);
второй уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно экстренной и неотложной помощи. Специализированная медицинская помощь второго уровня оказывается в 25 городских больницах, 4 ЦРБ, 1 городской специализированной больнице (инфекционная больница в г. Тольятти), 22 диспансерах (1 врачебно-физкультурный, 4 кожно-венерологических, 7 противотуберкулезных, 5 наркологических, 5 психоневрологических), 12 межмуниципальных медицинских центрах (далее - ММЦ), 5 межмуниципальных перинатальных центрах.
ММЦ созданы по результатам мониторинга сложившихся потоков движения пациентов, транспортной инфраструктуры, наличия подготовленных кадров и необходимой лечебно-диагностической базы. Основными целями деятельности ММЦ являются обеспечение доступности специализированной медицинской помощи надлежащего качества населению муниципальных образований в Самарской области, более эффективное использование оборудования и кадрового потенциала, совершенствование организации работы для повышения эффективности использования ресурсов, направляемых на оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы. В области реализуется стратегия развития ММЦ, предусматривающая в том числе внедрение современных технологий в подразделениях интенсивного лечения.
В связи с тем что в Самарской области с 2010 года функционируют 5 межмуниципальных перинатальных центров, при переходе на расширенные критерии живорождения наблюдался незначительный рост показателя младенческой смертности по сравнению с другими регионами (Самарская область - 7,7%, Российская Федерация - 19,2%).
В рамках выполнения мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в декабре 2009 года открыты региональный сосудистый центр на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина" и специализированные первичные сосудистые отделения в трех муниципальных учреждениях здравоохранения.
С 01.12.2010 открыты травматологические центры на базах государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина" и 8 муниципальных учреждений здравоохранения;
третий уровень (региональный) - оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь третьего уровня, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, оказывается в 11 учреждениях Самарской области.
Сотрудничество государственного и частного секторов в сфере здравоохранения позволяет сделать медицинскую помощь более качественной, доступной для большинства граждан Российской Федерации.
Образуя партнерство, бизнес вносит в систему здравоохранения свои материальные и финансовые ресурсы, соединяя их с ресурсами государства. Кроме того, государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) позволяет привлекать к управлению объектами социальной сферы опытных специалистов в области менеджмента и финансов из сферы бизнеса. Привлечение профессионально подготовленного и имеющего большой опыт управленческого персонала из организаций частного бизнеса к задачам медицинского обслуживания населения через создание ГЧП позволяет повысить качество управления и более экономно расходовать ресурсы.
В Самарской области учреждения негосударственной формы собственности включаются в реализацию Территориальной программы с 1994 года.
В настоящее время в системе обязательного медицинского страхования (далее - система ОМС) частные медицинские организации составляют 32,3% от общего числа учреждений, работающих в системе ОМС, из них оказывают первичную медико-санитарную помощь и имеют прикрепленное население - 5,8%. Одно из таких учреждений (общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровые дети") оказывает медицинскую помощь прикрепленному детскому населению.
С 2012 года в систему ОМС включились негосударственные учреждения санаторного типа. Они участвуют в реализации пилотного проекта по санаторному долечиванию (реабилитации) работающих граждан, проживающих в Самарской области, в условиях санатория непосредственно после стационарного лечения.
Большой объем медицинских услуг в системе ОМС, оказываемых организациями частной системы здравоохранения, составляют лабораторно-диагностические услуги.
Негосударственные учреждения работают в системе ОМС на тех же условиях, что и государственные или муниципальные медицинские учреждения - на основании договоров на предоставление медицинских услуг, заключаемых между страховыми медицинскими организациями и лечебными учреждениями. Оплата оказанных услуг осуществляется страховыми медицинскими организациями по утвержденным в системе ОМС тарифам в пределах установленных объемов медицинской помощи и финансовых средств.
Частные медицинские организации ведут предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области статистический и бухгалтерский учет, отчетность и несут ответственность за их достоверность.
Участвуя в формировании рынка медицинских услуг, такие учреждения создают здоровую конкуренцию субъектам государственной и муниципальной систем здравоохранения, тем самым способствуя улучшению качества оказываемой медицинской помощи населению. В перспективе планируется повысить уровень участия учреждений частной формы собственности в реализации Территориальной программы.
С 2013 по 2018 год планируется дальнейшее развитие ГЧП, в том числе строительство кардиохирургического корпуса Самарского областного клинического кардиологического диспансера, завода по переработке плазмы крови, нескольких поликлиник в городах области.
В Самарской области амбулаторно-поликлиническая помощь акушерско-гинекологического профиля оказывается в 64 женских консультациях и 31 родильном отделении. Все отделения являются подразделениями многопрофильных больниц: 10 городских и 21 ЦРБ.
В зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения родильные отделения разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи: первая группа - 18 родильных отделений, вторая группа - 11 учреждений здравоохранения, третья группа - 2 перинатальных центра.
Для оказания медицинской помощи в родах и послеродовом периоде развернуто 744 койки для беременных и рожениц, что меньше норматива Территориальной программы (933 койки) на 189 коек.
Для оказания медицинской помощи беременным женщинам с осложненным течением гестации развернуты 894 койки патологии беременности, что больше норматива Территориальной программы (578 коек) на 316 коек.
Отмечается недостаток коек для реанимации и интенсивной терапии новорожденных: развернуто - 85, потребность - 142, недостаток - 57.
В целях создания условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям необходимо:
закрытие маломощных родильных отделений;