Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ) (с изменениями на: 27.06.2017)


2.7. Реализация отдельных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"


С принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) министерство наделено новыми полномочиями по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, разработке индивидуальных программ предоставления социальных услуг, формированию и ведению реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг, осуществлению государственного регионального контроля в сфере социального обслуживания.

В 2014 году во исполнение положений Федерального закона в Самарской области принято 27 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере социального обслуживания.

Для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составления для них индивидуальных программ предоставления социальных услуг при министерстве создано 9 территориальных комиссий.

В целях обеспечения доступности документы для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании подаются в территориальные комиссии в каждом муниципальном образовании через подведомственные министерству учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и учреждения службы семьи).

В течение 2015 - 2016 годов территориальными комиссиями министерства 1 370 982 человека признаны нуждающимися в социальном обслуживании.

Для учета индивидуальных потребностей заявителей при признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании используется методика оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах с выделением 10 степеней нуждаемости (далее - методика), которая позволяет определить, в какой форме обслуживания гражданин нуждается (на дому или в стационарной форме), необходимые объем и периодичность оказания услуг.

Методика разработана на основе хронометража рабочего времени социальных работников в условиях городской и сельской местности. Проведенный хронометраж позволил установить среднее время выполнения каждого вида гарантированных государством социальных услуг, количество услуг, предоставляемых каждому клиенту, и определить реальные трудозатраты социальных работников при предоставлении социального обслуживания.

Применение методики позволило определить нагрузку социального работника не по количеству получателей социальных услуг, а по объему предоставляемых социальных услуг с учетом реальных трудозатрат и тяжести физического состояния получателя услуг, а также способствовало оптимизации структуры и штатного расписания учреждений, ликвидации очередности на получение социальных услуг на дому. В каждом центре социального обслуживания созданы комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, определяющие индивидуальные потребности получателя социальных услуг с введением четких показаний к предоставлению различных видов услуг.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании утвержденных тарифов. Во исполнение Федерального закона тарифы утверждаются министерством ежегодно на основании подушевых нормативов финансирования. Тарифы на 2017 год утверждены приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 30.12.2016 N 633 "Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг на 2017 год".

Тарифы утверждаются по видам социальных услуг с учетом индекса роста потребительных цен и расходов на содержание организаций социального обслуживания населения.

Рост тарифов в 2017 году по отношению к 2016 году составил в среднем по стационарному и полустационарному обслуживанию 9%, по социальному обслуживанию на дому - 12%. Рост тарифов связан с увеличением затрат на заработную плату отдельных категорий работников, оплату коммунальных услуг, повышением цен на продукты питания, увеличением расходов на транспортное обслуживание.

С вступлением в силу Федерального закона сохранены ранее установленные гарантии по размеру платы за единицу социальной услуги для граждан, а также установлены дополнительные гарантии по бесплатному социальному обслуживанию на дому участников и инвалидов Великой Отечественной войны и одиноких ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в сельской местности.

С 1 ноября 2014 года размер платы за единицу социальной услуги, оказываемой на дому, был установлен в процентном отношении от базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем размер платы за единицу социальной услуги для получателей социальных услуг установлен в процентном отношении от размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которая ежегодно индексируется на индекс роста потребительских цен.

Таким образом, для жителей области установлена низкая стоимость социальной услуги. К примеру, размер стоимости услуги по покупке и доставке продуктов питания в 2013 году составил 2,4 рубля, с ноября 2014 года - 3,9 рубля, в 2015 году - 4,38 рубля, в 2016 году - 4,56 рубля.

В целях реализации Федерального закона выполнены работы по созданию информационных систем для ведения реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг, позволяющие в автоматическом режиме собирать и обрабатывать статистические данные и отчетность по услугам и получателям социальных услуг. Ведется работа по адаптации системы ведения регистра получателей социальных услуг под новую структуру подведомственных министерству учреждений социального обслуживания (после реорганизации) и его наполнению.

Прикладное программное обеспечение "Регистр получателей социальных услуг" обеспечивает решение задач сбора, хранения, обработки и предоставления информации о получателях социальных услуг, проживающих на территории Самарской области. Кроме этого, программное обеспечение является уникальным автоматизированным рабочим местом для специалистов учреждений социального обслуживания (поставщиков социальных услуг), позволяет в автоматическом режиме формировать договоры на оказание социальных услуг, дополнительные соглашения и акты приема-сдачи оказанных социальных услуг.

В ППО "Регистр получателей социальных услуг" включены:

программные средства назначения социальных услуг;

программные средства учета граждан, которым предоставляются социальные услуги;

информационно-аналитическая подсистема для доступа к информации о получателях социальных услуг и объеме предоставленных им социальных услуг.

В ППО "Регистр получателей социальных услуг" реализована репликация сведений из территориально распределенных центров социального обслуживания граждан, имеющих собственные базы данных, содержащие сведения о назначении и объеме предоставленных социальных услуг по территориальному признаку (АИС "Реабилитолог" и ПК "Центр социального обслуживания"). Для иных учреждений, оказывающих социальные услуги, доступны веб-сервисы ППО "Регистр получателей социальных услуг" и специализированные программные средства, обеспечивающие автоматизацию процессов назначения и учета социальных услуг, а также экспорт данных сведений в ППО "Регистр получателей социальных услуг".

Объектом автоматизации ППО "Регистр получателей социальных услуг" является деятельность:

руководителей и специалистов учреждений, оказывающих социальные услуги, по назначению и учету предоставленных социальных услуг на территории Самарской области;

работников министерства при ведении регистра получателей социальных услуг и решении задач сбора оперативной информации о деятельности в сфере оказания социальных услуг.

ППО "Регистр получателей социальных услуг" рассчитано на увеличение количества учреждений - поставщиков социальных услуг без внесения изменений в программный код системы и без приобретения дополнительных лицензий на рабочие места пользователей. ППО "Регистр получателей социальных услуг" интегрировано с АРМ "Менеджер работы с населением", а также доступно для внешних информационных систем. Доступность ППО "Регистр получателей социальных услуг" для внешних информационных систем обеспечивается с помощью веб-сервисов, а также с помощью специализированного программного средства "Назначение и учет социальных услуг".

Процессы деятельности объектов автоматизации:

1) процессы по назначению и учету предоставленных социальных услуг:

регистрация заявлений граждан о предоставлении социального обслуживания;