ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2012 года № 670
Об утверждении областной целевой программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы
(с изменениями на 11 сентября 2013 года)
______________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 г. № 467
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. № 710
____________________________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях снижения уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области и количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Самарской области, Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы.
2. Установить, что исполнение расходных обязательств Самарской области, возникающих в результате принятия настоящего постановления, осуществляется Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общих объемов бюджетных ассигнований,
предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на соответствующий финансовый год законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области (Иванова). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 г. № 467)
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области
А.П. Нефёдов
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 16.11.2012 №670
Областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы
(далее - Программа)
Паспорт программы
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | - | областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы | |||
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ | - | поручение вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Самарской области Нефёдова А.П. от 06.12.2011 № 1-20/87 | |||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | - | департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области (далее - Департамент) | |||
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | цели Программы: | |||
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ |
| 2013 - 2015 годы. | |||
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ | - | доля учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ на базе образовательных учреждений по работе с молодежью в Самарской области, в общей численности учащейся молодежи; | |||
ОБЪЁМЫ И ИСТОЧНИКИ | - | объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 88116,7 тыс. рублей, в том числе: | |||
ПОКАЗАТЕЛИ | - | отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню ее финансирования | |||
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Анализ сложившейся в последние годы наркоситуации в Самарской области показал, что распространение незаконного потребления наркотиков продолжает оставаться достаточно острой проблемой, фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала.
Высокий уровень социально-экономического развития региона делает Самарскую область все более привлекательной для расширения рынка сбыта наркотиков, создает предпосылки для привлечения в преступный наркобизнес значительных финансовых ресурсов. Также существенным фактором, влияющим на состояние обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков, является расположение Самарской области на пути так называемого северного маршрута переброски наркотиков из стран центрально-азиатского региона.
По данным Самарского областного наркологического диспансера, по состоянию на 01.01.2012 на наркологическом учете в Самарской области состоит более 33 тысяч человек. Уровень наркотизации населения региона (число лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания») в расчете на 100 тыс. населения составляет 649,5 человека, что превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (322,4 человека) в 2 раза, по Приволжскому федеральному округу (336,8 человека) в 1,9 раза. Особую озабоченность вызывает тот факт, что основная масса зарегистрированных лиц с диагнозом «наркомания» приходится на возрастной диапазон от 20 до 39 лет (78,8 %). Вместе с тем ущерб от распространения наркомании на территории Самарской области составляет 3 % от валового регионального продукта (далее - ВРП) или порядка 23 млрд. рублей (ВРП 2010 года - 690 млрд. рублей).
В разрезе муниципальных образований наиболее высокий уровень наркотизации (на 100 тыс. населения) наблюдается в городских округах Чапаевск (1672,23 человека), Новокуйбышевск (1015,06 человека), Самара (944,44 человека), Сызрань (895,14 человека), Жигулевск (756,16 человека) и Отрадный (710,56 человека). Среди сельских районов области высокий уровень наркотизации населения наблюдается в Похвистневском (534,62 человека), Красноярском (492,76 человека), Безенчукском (403,38 человека) и Кинель-Черкасском (388,15 человека) районах. Наблюдается тенденция снижения наркотизации населения за последние годы в городах Чапаевске (с 1919,55 человека в 2008 году до 1672,23 человека в 2010 году), Отрадном (с 891,9 человека в 2008 году до 710,56 человека в 2010 году), Тольятти (с 548,72 человека в 2008 году до 493,94 человека в 2010 году), а также в Большечерниговском (с 124,56 человека в 2008 году до 87,52 человека в 2010 году) и Приволжском районах (с 167,09 человека в 2008 году до 104,76 человека в 2010 году).
Увеличение количества состоящих на наркологическом учете наблюдается в городах Октябрьске (с 129 человек в 2010 году до 144 человек в 2012 году), Самаре (с 10584 человек в 2010 году до 10708 человек в 2012 году), в Волжском районе (с 279 человек на 01.01.2010 до 297 человек на 01.07.2010), Богатовском районе (с 49 человек на 01.01.2010 до 53 человек на 01.07.2010).
Самарский регион входит в число территорий, наиболее неблагополучных по ВИЧ-инфекции. По состоянию на 01.01.2012 выявлено свыше 45 тысяч человек, в крови которых обнаружены антитела к вирусу иммунодефицита человека, по различным причинам умерли уже около 9 тысяч ВИЧ-инфицированных. За 10 месяцев 2011 года врачи зарегистрировали в регионе как вновь выявленные 3234 случая ВИЧ-инфицирования, что на 524 случая больше по сравнению с прошлым годом. Из числа ВИЧ-инфицированных с установленным путем передачи 69 % инфицировались при употреблении инъекционных наркотиков. Наиболее высокий уровень пораженности отмечается в городах Тольятти, Жигулевске, Самаре, Новокуйбышевске, Чапаевске, а также в Волжском, Кинельском, Красноярском и Ставропольском районах.
Специалисты считают неблагоприятным демографическим признаком увеличение количества ВИЧ-инфицированных среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет (более 44%). Количество ВИЧ-инфицированных женщин в возрастной группе от 18 до 25 лет превышает количество мужчин в 1,3 раза. За весь медицинский период наблюдения в предыдущие годы от ВИЧ-инфицированных женщин родилось 5995 детей, из них у 352 подтвержден диагноз «ВИЧ-инфекция».
На протяжении предыдущих лет органами государственной власти, органами местного самоуправления и различными общественными организациями была проведена большая работа в рамках реализации шести областных целевых программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области, каждая из которых являлась логическим продолжением предыдущей. Программы по реализации антинаркотической политики в Самарской области в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур на региональном и муниципальном уровнях, объединение различных ресурсов по решению проблем незаконного распространения и потребления наркотиков.
В Самарской области на базе центров «Семья» образована служба профилактики наркомании, для чего введена дополнительная штатная численность психологов и социальных педагогов.
Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании на муниципальном уровне являются городские и районные антинаркотические комиссии, которые созданы во всех 37 муниципалитетах Самарской области.
Так, в 2010 году муниципальные целевые программы антинаркотической направленности утверждены в 28 муниципальных образованиях, а в 2011 году уже в 33 муниципальных образованиях.
Серьезное внимание в ходе реализации указанных программ было уделено укреплению и развитию сети лечебных и реабилитационных учреждений, подготовке кадров, изданию учебно-методической литературы.
Проведённый в 2010 году масштабный мониторинг общественного мнения по ситуации, сложившейся в Самарской области, позволил получить качественно и количественно новые данные по вопросам эффективности работы антинаркотических служб и уровню наркотизации в регионе. Любой житель Самарской области мог принять участие в мониторинге общественного мнения через сеть интернет-киосков (около 300 штук), удобно расположенных в социально значимых учреждениях на всей территории Самарской области (органах социальной защиты населения, больницах, поликлиниках, библиотеках, музеях), на социальном портале государственных услуг Самарской области.
В результате проведения мониторинга общественного мнения удалось получить более 58 тысяч ответов респондентов, из них почти 90 % респондентов считают проблему наркомании для нашей области актуальной, 2,04 % опрошенных данный вопрос не интересует вовсе, 5,13 % затруднились дать ответ. Наиболее актуальной данная проблема представляется для жителей Самары (94,32 %), Нефтегорска (93,73 %), Новокуйбышевска (93,01 %), Тольятти (91,38 %), Похвистнево (91,78 %), Отрадного (91,37 %). Уровень готовности общественного сознания к усилению мер, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков, можно определить как достаточно высокий.
Наиболее эффективной мерой для решения проблем, связанных с распространением наркотиков, большинство респондентов считают ужесточение уголовной ответственности за распространение наркотиков и широкое распространение информации об опасности употребления наркотиков. Эффективность антинаркотической пропаганды в Самарской области большинством респондентов оценивается высоко (города Самара и Сызрань).
Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и других межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем, внедрить новые направления профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью. К положительным результатам привело выявление в 2011 году управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области (далее - УФСКН России по Самарской области) 1847 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из незаконного оборота изъято 257,8 кг наркотических средств, в том числе 44,2 кг героина и 157,5 кг марихуаны. В рамках мероприятий по противодействию организованной наркопреступности УФСКН России по Самарской области в 2011 году расследованы уголовные дела по 151 преступлению, ликвидирован ряд устойчивых каналов контрабандных поставок наркотических средств на территорию региона из Казахстана и Киргизии, возбуждено 120 уголовных дел по фактам хранения и сбыта наркотических средств гражданами в исправительных учреждениях.
Основными факторами, несущими негативное влияние на развитие обстановки в регионе в сфере незаконного оборота наркотиков, являлись высокий уровень наркотизации населения, увеличение миграционного притока иностранных граждан из стран центрально-азиатского региона, организация каналов поставок и сетей сбыта наркотиков лидерами и активными членами организованных преступных группировок, отбывающими наказание в местах лишения свободы, возможность приобретения новых видов психоактивных веществ посредством сети Интернет. В связи с этим на одно из первых мест государственной антинаркотической политики выходят вопросы организации информационной работы по профилактике наркомании и наркопреступности.
Ежегодно в незаконный оборот запускаются до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в молодежной среде. Всё большее распространение получают такие синтетические наркотики, как дезоморфин, изготавливаемый кустарным способом посредством экстрагирования из лекарственных препаратов с кодеин - основанием.
Правоохранительными органами только в 2011 году на территории региона выявлено 823 преступления, связанных с незаконным оборотом дезоморфина (за период с 2008 по 2010 год выявлено 945 преступлений). Из незаконного оборота изъято почти 2,5 кг дезоморфина, что составляет 1,6% от общего количества наркотических средств, изъятых правоохранительными органами на территории Самарской области (за аналогичный период предыдущего года - 1497,5 грамма (0,4%).
Анализ ситуации свидетельствует в целом о позитивном влиянии принимаемых на территории Самарской области мер на состояние в сфере незаконного оборота наркотиков. Наблюдаются положительные тенденции по снижению темпов увеличения количества лиц, состоящих на наркологическом учете, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков, уменьшению количества женщин, детей и подростков, состоящих на учете в наркологических диспансерах области. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
Однако в целях стабилизации наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций региона по профилактике и противодействию наркомании. Для достижения поставленной цели требуется выполнение комплекса мероприятий за счет средств областного бюджета, предусмотренных Программой.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий Программы и оценку их результатов.
2. Цели и задачи программы, сроки и этапы её реализации
Целями Программы являются:
снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области;
снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
организация взаимодействия субъектов профилактики наркомании в Самарской области, в том числе правоохранительных органов;
формирование общественного мнения, направленного на резкое негативное отношение к незаконному обороту и потреблению наркотиков;
подготовка и повышение квалификации специалистов субъектов профилактики и лечения наркомании.
Программа реализуется с 2013 по 2015 год. Начало реализации Программы - 1 января 2013 года, окончание - 31 декабря 2015 года.
Программа реализуется в один этап.
3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации программы
Для обеспечения количественной оценки степени достижения поставленных целей Программы применяются следующие целевые индикаторы (показатели) ожидаемых результатов реализации программных мероприятий:
доля учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ на базе образовательных учреждений по работе с молодежью в Самарской области, в общей численности учащейся молодежи;
доля молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи;
доля больных наркоманией, пролеченных в наркологических учреждениях, участвующих в лечебных и реабилитационных программах, в общем числе больных наркоманией, состоящих на наркологическом учете;
снижение количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе со сбытом наркотических средств, выявленных правоохранительными органами, по отношению к базовому показателю 2012 года;
количество публикаций и иных материалов антинаркотической тематики, размещенных в средствах массовой информации, в том числе на сайте антинаркотической комиссии Самарской области.
Значения целевых индикаторов (показателей) Программы представлены в приложении 1 к Программе.
4. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных целей и решение задач Программы.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 2 к Программе.
5. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета.
Общий объём финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 88116,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 31011,9 тыс. рублей;
в 2014 году - 28384,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 28720,6 тыс. рублей.
Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы представлено в таблице.
Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы
Исполнитель | Объем финансирования, тыс. рублей | ||||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | Итого | ||||
Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области | 6050,5 | 3550,5 | |||||
Министерство образования и науки Самарской области | 5050 | ||||||
Министерство здравоохранения Самарской области | 19922,6 | 19804,8 | 19686,9 | 59414,3 | |||
Министерство культуры Самарской области | 328,9 | 433,2 | 1050,9 | ||||
ИТОГО | 31011,9 | 28384,2 | 28720,6 | 88116,7 |