Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2012 года № 670

Об утверждении областной целевой программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы

 

(с изменениями на 11 сентября 2013 года)

______________________________________________________________________________________
   Изменение:
                              Постановление Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 г. № 467
______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________
    Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. № 710
____________________________________________________________________________________________________

        В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях снижения уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области и количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Самарской области, Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы.

2. Установить, что исполнение расходных обязательств Самарской области, возникающих в результате принятия настоящего постановления, осуществляется Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общих объемов бюджетных ассигнований,

предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на соответствующий финансовый год законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области (Иванова). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 г. № 467)

4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

Вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области
 А.П. Нефёдов

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 16.11.2012 №670

Областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы
(далее - Программа)

Паспорт программы

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ  

-

областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2013 - 2015 годы  

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ  

-

поручение вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Самарской области Нефёдова А.П. от 06.12.2011 № 1-20/87  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ  

-

департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области (далее - Департамент)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  

-






цели Программы:
снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области;
снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи Программы:
профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
организация взаимодействия субъектов профилактики наркомании в Самарской области, в том числе правоохранительных органов;
формирование общественного мнения, направленного на резкое негативное отношение к незаконному обороту и потреблению наркотиков;
подготовка и повышение квалификации специалистов субъектов профилактики и лечения наркомании  

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ  



-

2013 - 2015 годы.
Программа реализуется в один этап  

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГРАММЫ  

-

доля учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ на базе образовательных учреждений по работе с молодежью в Самарской области, в общей численности учащейся молодежи;
доля молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи;
доля больных наркоманией, пролеченных в наркологических учреждениях, участвующих в лечебных и реабилитационных программах, в общем числе больных наркоманией, состоящих на наркологическом учете;
снижение количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе со сбытом наркотических средств, выявленных правоохранительными органами, по отношению к базовому показателю 2012 года;
количество публикаций и иных материалов антинаркотической тематики, размещенных в средствах массовой информации, в том числе на сайте антинаркотической комиссии Самарской области  

ОБЪЁМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ  

-

объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 88116,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 31011,9 тыс. рублей;
в 2014 году - 28384,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 28720,6 тыс. рублей

ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

-

отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню ее финансирования  

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ  

КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

-



общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент.
Ответственные исполнители Программы осуществляют руководство и контроль за ходом реализации соответствующих программных мероприятий.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

     Анализ сложившейся в последние годы наркоситуации в Самарской области показал, что распространение незаконного потребления наркотиков продолжает оставаться достаточно острой проблемой, фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала.
     Высокий уровень социально-экономического развития региона делает Самарскую область все более привлекательной для расширения рынка сбыта наркотиков, создает предпосылки для привлечения в преступный наркобизнес значительных финансовых ресурсов. Также существенным фактором, влияющим на состояние обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков, является расположение Самарской области на пути так называемого северного маршрута переброски наркотиков из стран центрально-азиатского региона.
     По данным Самарского областного наркологического диспансера, по состоянию на 01.01.2012 на наркологическом учете в Самарской области состоит более 33 тысяч человек. Уровень наркотизации населения региона (число лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания») в расчете на 100 тыс. населения составляет 649,5 человека, что превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (322,4 человека) в 2 раза, по Приволжскому федеральному округу (336,8 человека) в 1,9 раза. Особую озабоченность вызывает тот факт, что основная масса зарегистрированных лиц с диагнозом «наркомания» приходится на возрастной диапазон от 20 до 39 лет (78,8 %). Вместе с тем ущерб от распространения наркомании на территории Самарской области составляет 3 % от валового регионального продукта (далее - ВРП) или порядка 23 млрд. рублей (ВРП 2010 года - 690 млрд. рублей).
     В разрезе муниципальных образований наиболее высокий уровень наркотизации (на 100 тыс. населения) наблюдается в городских округах Чапаевск (1672,23 человека), Новокуйбышевск (1015,06 человека), Самара (944,44 человека), Сызрань (895,14 человека), Жигулевск (756,16 человека) и Отрадный (710,56 человека). Среди сельских районов области высокий уровень наркотизации населения наблюдается в Похвистневском (534,62 человека), Красноярском (492,76 человека), Безенчукском (403,38 человека) и Кинель-Черкасском (388,15 человека) районах. Наблюдается тенденция снижения наркотизации населения за последние годы в городах Чапаевске (с 1919,55 человека в 2008 году до 1672,23 человека в 2010 году), Отрадном (с 891,9 человека в 2008 году до 710,56 человека в 2010 году), Тольятти (с 548,72 человека в 2008 году до 493,94 человека в 2010 году), а также в Большечерниговском (с 124,56 человека в 2008 году до 87,52 человека в 2010 году) и Приволжском районах (с 167,09 человека в 2008 году до 104,76 человека в 2010 году).
     Увеличение количества состоящих на наркологическом учете наблюдается в городах Октябрьске (с 129 человек в 2010 году до 144 человек в 2012 году), Самаре (с 10584 человек в 2010 году до 10708 человек в 2012 году), в Волжском районе (с 279 человек на 01.01.2010 до 297 человек на 01.07.2010), Богатовском районе (с 49 человек на 01.01.2010 до 53 человек на 01.07.2010).
     Самарский регион входит в число территорий, наиболее неблагополучных по ВИЧ-инфекции. По состоянию на 01.01.2012 выявлено свыше 45 тысяч человек, в крови которых обнаружены антитела к вирусу иммунодефицита человека, по различным причинам умерли уже около 9 тысяч ВИЧ-инфицированных. За 10 месяцев 2011 года врачи зарегистрировали в регионе как вновь выявленные 3234 случая ВИЧ-инфицирования, что на 524 случая больше по сравнению с прошлым годом. Из числа ВИЧ-инфицированных с установленным путем передачи 69 % инфицировались при употреблении инъекционных наркотиков. Наиболее высокий уровень пораженности отмечается в городах Тольятти, Жигулевске, Самаре, Новокуйбышевске, Чапаевске, а также в Волжском, Кинельском, Красноярском и Ставропольском районах.
     Специалисты считают неблагоприятным демографическим признаком увеличение количества ВИЧ-инфицированных среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет (более 44%). Количество ВИЧ-инфицированных женщин в возрастной группе от 18 до 25 лет превышает количество мужчин в 1,3 раза. За весь медицинский период наблюдения в предыдущие годы от ВИЧ-инфицированных женщин родилось 5995 детей, из них у 352 подтвержден диагноз «ВИЧ-инфекция».
     На протяжении предыдущих лет органами государственной власти, органами местного самоуправления и различными общественными организациями была проведена большая работа в рамках реализации шести областных целевых программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области, каждая из которых являлась логическим продолжением предыдущей. Программы по реализации антинаркотической политики в Самарской области в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур на региональном и муниципальном уровнях, объединение различных ресурсов по решению проблем незаконного распространения и потребления наркотиков.
     В Самарской области на базе центров «Семья» образована служба профилактики наркомании, для чего введена дополнительная штатная численность психологов и социальных педагогов.
     Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании на муниципальном уровне являются городские и районные антинаркотические комиссии, которые созданы во всех 37 муниципалитетах Самарской области.
     Так, в 2010 году муниципальные целевые программы антинаркотической направленности утверждены в 28 муниципальных образованиях, а в 2011 году уже в 33 муниципальных образованиях.
     Серьезное внимание в ходе реализации указанных программ было уделено укреплению и развитию сети лечебных и реабилитационных учреждений, подготовке кадров, изданию учебно-методической литературы.
     Проведённый в 2010 году масштабный мониторинг общественного мнения по ситуации, сложившейся в Самарской области, позволил получить качественно и количественно новые данные по вопросам эффективности работы антинаркотических служб и уровню наркотизации в регионе. Любой житель Самарской области мог принять участие в мониторинге общественного мнения через сеть интернет-киосков (около 300 штук), удобно расположенных в социально значимых учреждениях на всей территории Самарской области (органах социальной защиты населения, больницах, поликлиниках, библиотеках, музеях), на социальном портале государственных услуг Самарской области.
     В результате проведения мониторинга общественного мнения удалось получить более 58 тысяч ответов респондентов, из них почти 90 % респондентов считают проблему наркомании для нашей области актуальной, 2,04 % опрошенных данный вопрос не интересует вовсе, 5,13 % затруднились дать ответ. Наиболее актуальной данная проблема представляется для жителей Самары (94,32 %), Нефтегорска (93,73 %), Новокуйбышевска (93,01 %), Тольятти (91,38 %), Похвистнево (91,78 %), Отрадного (91,37 %). Уровень готовности общественного сознания к усилению мер, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков, можно определить как достаточно высокий.
     Наиболее эффективной мерой для решения проблем, связанных с распространением наркотиков, большинство респондентов считают ужесточение уголовной ответственности за распространение наркотиков и широкое распространение информации об опасности употребления наркотиков. Эффективность антинаркотической пропаганды в Самарской области большинством респондентов оценивается высоко (города Самара и Сызрань).
     Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и других межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем, внедрить новые направления профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью. К положительным результатам привело выявление в 2011 году управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области (далее - УФСКН России по Самарской области) 1847 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из незаконного оборота изъято 257,8 кг наркотических средств, в том числе 44,2 кг героина и 157,5 кг марихуаны. В рамках мероприятий по противодействию организованной наркопреступности УФСКН России по Самарской области в 2011 году расследованы уголовные дела по 151 преступлению, ликвидирован ряд устойчивых каналов контрабандных поставок наркотических средств на территорию региона из Казахстана и Киргизии, возбуждено 120 уголовных дел по фактам хранения и сбыта наркотических средств гражданами в исправительных учреждениях.
     Основными факторами, несущими негативное влияние на развитие обстановки в регионе в сфере незаконного оборота наркотиков, являлись высокий уровень наркотизации населения, увеличение миграционного притока иностранных граждан из стран центрально-азиатского региона, организация каналов поставок и сетей сбыта наркотиков лидерами и активными членами организованных преступных группировок, отбывающими наказание в местах лишения свободы, возможность приобретения новых видов психоактивных веществ посредством сети Интернет. В связи с этим на одно из первых мест государственной антинаркотической политики выходят вопросы организации информационной работы по профилактике наркомании и наркопреступности.
     Ежегодно в незаконный оборот запускаются до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в молодежной среде. Всё большее распространение получают такие синтетические наркотики, как дезоморфин, изготавливаемый кустарным способом посредством экстрагирования из лекарственных препаратов с кодеин - основанием.
     Правоохранительными органами только в 2011 году на территории региона выявлено 823 преступления, связанных с незаконным оборотом дезоморфина (за период с 2008 по 2010 год выявлено 945 преступлений). Из незаконного оборота изъято почти 2,5 кг дезоморфина, что составляет 1,6% от общего количества наркотических средств, изъятых правоохранительными органами на территории Самарской области (за аналогичный период предыдущего года - 1497,5 грамма (0,4%).
     Анализ ситуации свидетельствует в целом о позитивном влиянии принимаемых на территории Самарской области мер на состояние в сфере незаконного оборота наркотиков. Наблюдаются положительные тенденции по снижению темпов увеличения количества лиц, состоящих на наркологическом учете, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков, уменьшению количества женщин, детей и подростков, состоящих на учете в наркологических диспансерах области. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
     Однако в целях стабилизации наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций региона по профилактике и противодействию наркомании. Для достижения поставленной цели требуется выполнение комплекса мероприятий за счет средств областного бюджета, предусмотренных Программой.
     Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий Программы и оценку их результатов.

2. Цели и задачи программы, сроки и этапы её реализации


Целями Программы являются:

снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров  жителями Самарской области;  

снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

профилактика распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;

совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;

организация взаимодействия субъектов профилактики наркомании в Самарской области, в том числе правоохранительных органов;

формирование общественного мнения, направленного на резкое негативное отношение к незаконному обороту и потреблению наркотиков;

подготовка и повышение квалификации специалистов субъектов профилактики и лечения наркомании.

Программа реализуется с 2013 по 2015 год. Начало реализации Программы - 1 января 2013 года, окончание - 31 декабря 2015 года.

Программа реализуется в один этап.

3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации программы

Для обеспечения количественной оценки степени достижения поставленных целей Программы применяются следующие целевые индикаторы (показатели) ожидаемых результатов реализации программных мероприятий:

доля учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ на базе образовательных учреждений по работе с молодежью в Самарской области, в общей численности учащейся молодежи;

доля молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи;

доля больных наркоманией, пролеченных в наркологических учреждениях, участвующих в лечебных и реабилитационных программах, в общем числе больных наркоманией, состоящих на наркологическом  учете;

снижение количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе со сбытом наркотических средств, выявленных правоохранительными органами, по отношению к базовому показателю 2012 года;

количество публикаций и иных материалов антинаркотической тематики, размещенных в средствах массовой информации, в том числе на сайте антинаркотической комиссии Самарской области.

Значения целевых индикаторов (показателей) Программы представлены в приложении 1 к Программе.

4. Перечень программных мероприятий

Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных целей и решение задач Программы.

Перечень программных мероприятий приведен в приложении 2 к Программе.

5. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Мероприятия Программы финансируются за счет средств областного бюджета.

Общий объём финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 88116,7 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году - 31011,9 тыс. рублей;

в 2014 году - 28384,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 28720,6 тыс. рублей.

Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы представлено в таблице.  

Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы

Исполнитель
Программы

Объем финансирования, тыс. рублей

2013 год

2014 год

2015 год

Итого

Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области

6050,5

3550,5

Министерство образования и науки Самарской области

5050

Министерство здравоохранения Самарской области

19922,6

19804,8

19686,9

59414,3

Министерство культуры Самарской области

328,9

433,2

1050,9

ИТОГО

31011,9

28384,2

28720,6

88116,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»