Оповещение населения в Самарской области об угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется с использованием региональной автоматизи-рованной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО).
РАСЦО создана на технической базе аппаратуры оповещения П-160 и АДУ-ЦВ и находится в круглосуточном режиме эксплуатации с 1985 года. Данная система позволяет как выборочно, так и циркулярно проводить оповещение городских округов и районных центров муниципальных районов Самарской области. Вместе с тем комплекс технических средств РАСЦО выработал нормативный срок эксплуатации, морально и технически устарел и требует проведения модернизации.
Учитывая нахождение вышеназванной системы в состоянии постоянной готовности, работы по ее замене целесообразно проводить с поэтапным переключением местных систем оповещения городских округов и муниципальных районов в Самарской области.
Создание РАСЦО на основе внедрения современного оборудования позволит обеспечить надежное функционирование системы в масштабах региона и на качественно новом уровне решать возложенные на нее задачи.
В районе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) необходима организация оперативного управления. Управление будет успешным, если оно будет устойчивым, непрерывным и гибким, а информация, используемая в интересах управления, будет обладать максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой. При проведении АСДНР одним из основных элементов системы управления является подвижный пункт управления (далее - ППУ). ППУ позволит осуществлять непрерывное управление непосредственно в районе ЧС, четко отслеживать ход выполнения АСДНР, осуществлять своевременное маневрирование силами и средствами при изменении обстановки.
Природные пожары 2010 года, произошедшие в городском округе Тольятти, муниципальных районах Борский, Ставропольский, Красноярский и др., на практике показали необходимость создания в Самарской области ППУ. Учитывая особенности местности и климатические условия региона, ППУ должен состоять из нескольких элементов, оснащенных средствами связи, оборудованием и имуществом, позволяющими обеспечить условия работы руководителю ликвидации ЧС и оперативному составу в полевых автономных условиях. Учитывая объем работ и финансовые затраты на создание ППУ, данную работу целесообразно осуществить в течение нескольких лет с поэтапным созданием основных элементов ППУ, а затем провести их дооснащение имуществом и оборудованием.
Кроме того, повышение эффективности реагирования на ЧС аварийно-спасательных формирований и спасательных служб может быть достигнуто за счет осуществления контроля за местонахождением техники с целью принятия оперативных решений при возникновении ЧС. В настоящее время отправка подразделений к месту ЧС и отслеживание их дальнейших действий, в том числе местонахождения, осуществляется через дежурные службы по средствам радиосвязи, что не всегда удобно и требует определенных временных затрат. Использование Глобальной навигационной спутниковой системы (далее - ГЛОНАСС) позволит в автоматизированном режиме отследить наличие спасательной техники в зоне ЧС и оперативно принять решение о привлечении сил к ликвидации ЧС.
Устройства ГЛОНАСС, устанавливаемые в кабине транспортных средств, оснащаются кнопками прямой связи с диспетчером, что повышает надежность управления при реагировании на ЧС.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 23.12.2010 № 691 «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Самарской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года» специальная техника, приобретаемая для нужд противопожарной и поисково-спасательной служб Самарской области, начиная с 2011 года комплектуется устройствами ГЛОНАСС.