Действующий

Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (с изменениями на 15 июня 2022 года)



Таблица 3



Основные проблемы (ограничения) социально-экономического развития Удмуртской Республики

N п/п

Наименование проблемы

Количественные характеристики проблемы

Краткое описание

Значение в УР

В среднем по ПФО

В среднем по РФ

1.

Проблемы экономического развития республики

1.1

Недостаточно высокий уровень инвестиционной и инновационной активности:

Основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность организаций, являются недостаток собственных финансовых средств, недостаточный спрос на продукцию, высокий процент коммерческого кредита, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

инвестиции на душу населения, тыс. рублей

47,3

74,9

92,4

удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, %

12,2

10,8

9,1

Недостаточно высокий уровень инновационной активности ограничивает возможности повышения конкурентоспособности продукции.

На инновационный потенциал оказывают влияние как внешние факторы: востребованность продукции внутренним и зарубежным рынками, налогообложение, наличие государственного заказа, так и внутренние: квалификация рабочих, подготовленность в области специальных научно-технических знаний и пр.

Сдерживающим фактором является и рост доли убыточных предприятий в обрабатывающих производствах: в 2013 году она составила 31,1%

доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %

21,9

23,2

19,7

Недостаточное число конкурентных разработок, технологий; недостаточное развитие эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок

1.2

Недостаточный уровень развития инвестиционной и инновационной инфраструктуры

Недостаточное количество промышленных и технопарков в Удмуртии является одной из причин низкой инвестиционной, инновационной и деловой активности предприятий и организаций республики, недостаточного развития предпринимательства в производственной сфере. Отсутствие особых экономических условий и элементов инновационной инфраструктуры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в свою очередь значительно сдерживает развитие отрасли информационных технологий

1.3

Снижение предпринимательской активности, уход "в тень" субъектов малого и среднего предпринимательства:

Сокращение количества индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, что обусловлено:

несовершенством законодательства по ведению предпринимательской деятельности, в том числе в сфере налогообложения,

повышением обязательных отчислений в пенсионный фонд,

продолжающимся вытеснением с рынка малых торговых предприятий крупными торговыми сетями,

недостаточностью и дороговизной финансовых ресурсов, особенно на первоначальном этапе становления бизнеса,

недостаточностью уровня знаний, опыта, компетенций в области предпринимательской деятельности среди широких слоев населения

прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, % к предыдущему году

-0,8

1,8

3,4

прирост оборота продукции (услуг), производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, % к предыдущему году

-6,8

2,1

-0,4

1.4

Высокий уровень износа основных фондов предприятий и организаций республики:

Состояние основных фондов оказывают существенное влияние на эффективность производственной деятельности. Стоимость основных фондов обрабатывающих производств на конец 2012 года составила 81,8 млрд. рублей, увеличившись за год на 20%. Коэффициент обновления в 2012 году составил 16,5% (рост к 2011 году на 6,2 процентных пункта). Тем не менее, большая часть основных фондов не соответствует структуре спроса из-за наличия устаревших технологий, высокого уровня износа. Низкий уровень обновления основных фондов сдерживает замену устаревших, изношенных фондов. Так, за 2011 - 2012 годы коэффициент выбытия в обрабатывающих производствах оставался на уровне 0,6 - 1,1% (в 2012 г. по Российской Федерации - 0,8%)

износ основных фондов обрабатывающих производств, %

41,2

46,8

износ оборудования предприятий ТЭК, %

60

Износ основных фондов предприятий ТЭК составляет:

воздушные линии 35 - 220 кВ - 59%;

оборудование подстанций 35 - 220 кВ - 59%;

распределительные сети 0,4 - 10 кВ - 70%;

оборудование теплоэлектростанций - 60%;

тепловые сети - 70%.

Высокий уровень износа сетей коммунальной инфраструктуры приводит к большим потерям энергоресурсов, удорожанию услуг

износ основных фондов на предприятиях промышленности строительных материалов, %

60

Низкий технический и технологический уровень предприятий по производству строительных материалов, изношенность оборудования ведут к ежегодному сокращению производственных мощностей, снижению объемов производства и качественных показателей выпускаемой продукции, и как следствие, к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции

износ специализированной лесопожарной техники и оборудования, %,

87

Высокий физический и моральный износ основных средств не позволяет в полной мере осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах. Требуется дальнейшее обновление специализированной лесопожарной техники и оборудования в целях повышения уровня эффективности тушения лесных пожаров

износ автомобильного парка, %

94

износ сельскохозяйственной техники и оборудования: коэффициент обновления, %

Срок амортизации тракторов и комбайнов составляет 10 лет, в республике техника используется за сроком амортизации: тракторов - 67%; зерноуборочных комбайнов - 42%; кормоуборочных комбайнов - 39%. Чтобы исключить сверхнормативные расходы на содержание парка техники, ежегодный коэффициент обновления техники должен быть не менее 10%, в республике он в среднем составляет 2,8%

тракторов,

2,6

зерноуборочных комбайнов,

2,8

кормоуборочных комбайнов

2,9

удельный вес сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, %

31,6

29,7

28,4

Высокий уровень износа сетей коммунальной инфраструктуры приводит к значительным потерям энергоресурсов, удорожанию услуг при одновременном ухудшении качества, препятствует привлечению частных инвестиций

удельный вес сетей водоснабжения, нуждающихся в замене, %

48,8

42,5

42,4

износ основных фондов в здравоохранении, %

42,7

-

-

Внедрение современных технологий диагностики, лечения и реабилитации диктует необходимость в постоянном обновлении материально-технической базы. Высокий уровень износа основных фондов способствует снижению доступности и качества медицинской помощи, что приводит к ухудшению показателей здоровья населения

1.5

Низкая конкурентоспособность предприятий республики:

Помимо изношенности основных производственных фондов и невысокого уровня инновационной активности предприятий, фактором, снижающим конкурентоспособность предприятий, является высокая себестоимость выпускаемой продукции. Затраты на 1 рубль произведенной продукции составили в 2012 году 95,8 копейки

рентабельность активов промышленных предприятий, %

-4,9

+8,3

+8,1

уровень доходности сельхозтоваропроизводителей, %

6,4

7,0

Диспаритет цен, низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов. Старение основных фондов в сельскохозяйственных организациях. Низкая производительность труда

1.6

Снижение объема добычи нефти за счет высокой степени выработанности запасов основных месторождений

Основной фонд месторождений находится на поздней стадии разработки, не осуществляется ввод новых месторождений. Сохраняется негативная тенденция ухудшения структуры остаточных запасов нефти, что обостряет проблему поддержания достаточных темпов добычи нефти и эффективной разработки новых месторождений

1.7

Относительно низкий уровень производительности труда: индекс производительности труда, % (2012 год)

102,5

103,1

Относительно низкий уровень производительности труда не позволяет обеспечить конкурентоспособную заработную плату работникам и снижает привлекательность труда, приводя к оттоку высококвалифицированных специалистов

1.8

Недостаточно высокий уровень внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов:

Основными ограничениями, сдерживающими успешное развитие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики, являются:

недостаточный уровень бюджетного финансирования презентационных мероприятий Удмуртской Республики;

неразвитость республиканских институтов продвижения республиканской продукции на внешние рынки, в том числе системы представительств в регионах Российской Федерации и зарубежных странах;

недостаточная доля продукции, сертифицированной по международным стандартам, недостаточная активность внедрения систем качества и контроля на предприятиях;

недостаточный уровень информированности потенциальных партнеров о возможностях развития сотрудничества с Удмуртской Республикой;

ограничения, связанные с отсутствием активности организаций Удмуртской Республики в осуществлении межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, отсутствие квалифицированных кадров по внешней торговле и продвижению;

логистические ограничения: отсутствие международного авиасообщения;

отсутствие в Удмуртской Республике специальных, современных площадей для проведения презентационных мероприятий

экспорт на душу населения, дол. США

768,7

2079,8

3668,33

импорт на душу населения, дол. США

378,5

572,1

2214,6

1.9

Наличие нелегального оборота алкогольной продукции, %

20

40

40

Ежегодное повышение акцизов приводит к тому, что вытесняется легальный сегмент водки. В итоге большая часть потребителей вынуждена переходить на "подпольную доступную" водку.

Увеличение нелегального оборота алкогольной продукции также связано с отменой полномочий субъектов Российской Федерации по проверке качества и введения специальных защитных мер в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции. Возврат к существующей ранее системе работы субъектов Российской Федерации позволил бы сократить нелегальный оборот алкогольной продукции в Российской Федерации, обеспечить стабильную работу ликеро-водочных заводов и увеличить уплату акцизов и других налоговых платежей во все уровни бюджетной системы Российской Федерации

2

Проблемы социального развития республики

2.1

Сохраняющийся миграционный отток, недостаточный уровень рождаемости, приводящие к снижению численности населения:

В республике продолжается сокращение численности населения.

Миграционная убыль населения (превышение числа выбывших над числом прибывших) составила в 2013 году 3448 человек

коэффициент миграционного прироста (убыли), на 10000 человек населения

-22,7

-4,9

+20,6

коэффициент рождаемости, промилле

14,6

13,3

13,3

Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Максимальное значение коэффициента рождаемости отмечено в 2012 году - 15,3 промилле

сокращение численности женщин фертильного возраста

Начиная с 2010 года, как в целом по Российской Федерации, так и по Удмуртской Республике, наблюдается снижение числа женщин фертильного возраста (15 - 49 лет).

Сохранение репродуктивного здоровья женщин и здоровья детского населения является основным ресурсом для воспроизводства здорового населения

2.2

Недостаточное мотивирование населения к ведению здорового образа жизни:

В республике сохраняется значительный уровень потребления алкоголя, табака, низкая физическая активность, нарушение структуры и режима питания, недостаточный уровень гигиенического воспитания. Недостаточное мотивирование населения к здоровому образу жизни приводит к росту общей и первичной заболеваемости, высокому уровню временной нетрудоспособности и инвалидизации населения

доля лиц, имеющих первую группу здоровья (здоровые) по итогам диспансеризации взрослого населения, %

28,0

потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь, л/чел.)

9,3

уровень распространенности потребления табака, в т.ч. среди детей и подростков, %

38,5

-

37,1

25,3

-

-

2.3

Высокий уровень заболеваемости населения:

Высокий уровень заболеваемости населения с временной утратой трудоспособности приводит к снижению ожидаемой продолжительности жизни, увеличению смертности населения, увеличению затрат на оказание медицинской помощи и снижению трудового потенциала республики

общий уровень заболеваемости населения республики (на 100 тысяч населения)

1899,0

1807,9

1612,4

заболеваемость населения с временной утратой трудоспособности, случаев на 100 работающих

67,4

доля учащихся общеобразовательных учреждений, имеющих первую группу здоровья

9,3

2.4

Длительные сроки ожидания на прием к специалистам и на ряд диагностических исследований

Дефицит высококвалифицированных медицинских кадров, приводящий к недостаточной эффективности работы медицинских организаций, длительным срокам ожидания на ряд диагностических исследований и прием к специалистам.

Потребность в медицинских работниках, рассчитанная согласно методике Министерства здравоохранения Российской Федерации, составляет по врачам - 906 человек, или 12%, средним медицинским работникам - 1500 человек, или 26%

дефицит врачей, %

12,0

дефицит средних медицинских работников, %

26,0

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 N 555)

2.5

Относительно низкий уровень доходов населения

Несмотря на высокие темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы в республике, ее размер остается значительно ниже среднероссийского уровня, а также ниже уровня средней заработной платы в ПФО, что во многом связано с существующей проблемой выплаты "теневой" заработной платы

среднемесячная начисленная заработная плата, рублей

21053

22481

29792

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

11,1

13,2

11,0

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума превышает средний уровень по Российской Федерации, что свидетельствует о недостаточной эффективности проводимых мероприятий, направленных на рост денежных доходов населения

2.6

Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения на рынке труда республики. Дефицит квалифицированных и высококвалифицированных кадров в отраслях реального сектора экономики, социальной сферы:

В республике наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке труда по полу, возрасту, категориям, профессионально-квалификационному составу, а также по условиям и уровню оплаты труда.

Среди свободных рабочих мест 77,7% - рабочие профессии, а в составе ищущих работу граждан только 50,5% имеют рабочие профессии, 27,3% - ранее не работали и ищут работу впервые. Доля вакансий с предлагаемой заработной платой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения составляет более 30%

удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе, %

26,8

28,3

31,5

Приток высококвалифицированных специалистов в отрасль напрямую зависит от уровня оплаты труда в соответствующей отрасли. Также имеет место снижение заинтересованности молодежи в получении целого ряда наиболее востребованных профессий и специальностей

удельный вес численности молодых специалистов, оставшихся на конец года, от общего числа прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года, % удельный вес численности выпускников с высшим и средним профессиональным образованием, прибывшим на работу в сельскохозяйственные организации, от общего числа подготовленных в образовательных организациях аграрного профиля, %

87,2

82,97

Закрепление молодых специалистов происходит пока только в тех сельскохозяйственных организациях, где уровень производства позволяет создавать им приемлемые условия для жизни и труда. В 2013 году подготовлено было 1252 молодых специалиста (очная форма обучения) в ФГБОУ ВО "Ижевская ГСХА" и пяти профессиональных образовательных организациях аграрного профиля, прибыло в сельскохозяйственные организации 117 молодых специалистов, осталось работать 102 человека

9,5

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 N 555)

удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, %

45,1

-

44,4

У молодежи низок интерес к получению рабочих профессий. Отсутствует эффективная система профессиональной ориентации учащихся, учитывающей потребности рынка труда, и активной системы социального партнерства учреждений образования с работодателями

низкий удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

20,3%

данных нет

17%

В республике сохраняется тенденция старения педагогических кадров. В течение первых трех лет после устройства на работу из школ уходят до 30 процентов молодых педагогов. Средний возраст учителя школы составляет - 40 - 42 года, каждый седьмой работающий учитель в школах республики имеет возраст от 55 лет и старше. Высокий уровень среднего возраста может стать причиной отсутствия новаторских идей и препятствием на пути внедрения новых технологий в процесс обучения

2.7

Дефицит мест в детских дошкольных образовательных организациях, сохраняющаяся очередность, в том числе для детей в возрасте от 3 до 7 лет:

Несмотря на высокий процент охвата детей дошкольным образованием и строительство новых детских садов, в Удмуртской Республике имеется дефицит мест в детских дошкольных образовательных организациях и сохраняется очередность, в том числе для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Недостаточно развиты вариативные формы дошкольного образования. Участие частного сектора в предоставлении услуг для детей дошкольного возраста составляет 0,05% от общего объема оказываемых услуг

отношение численности детей 3 - 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, %

91,7

91,2

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 N 555)

2.8

Недостаточно эффективная система социализации детей и молодежи:

Около одной трети молодых людей не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои устремления. Увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям, у значительной части молодежи отсутствует стремление к общественной деятельности. Недостаточно учитываются интересы подростков, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде. Лишь 43,05% детей активного возраста (от 10 до 14 лет) заняты дополнительным образованием. Снижается численность обучающихся, занимающихся в объединениях и научных обществах технической направленности. Низкие материально-технические возможности работы в системе дополнительного образования и недостаточный уровень информатизации не позволяют создать единое образовательное пространство для исследовательской и самостоятельной работы учащихся, а также привлечь молодые кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности

охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет), %

65,0

-

79,2

доля молодежи, охваченной республиканскими мероприятиями в сфере государственной молодежной политики, в общей численности молодежи, проживающей на территории Удмуртской Республики, %

39,5

-

-

Досуговая самореализация молодежи осуществляется зачастую вне досуговых, образовательных и иных учреждений и часто обусловлена воздействием средств массовой информации - наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Учреждения не всегда имеют возможность предложить организованные формы досуга и отдыха, интересные подросткам, молодежи

удельный вес преступлений, совершенных подростками, %

4,9

4,9

5,4

В результате целенаправленной работы всех субъектов профилактики удельный вес преступлений, совершенных подростками, составил по итогам первого полугодия 2014 года 4,7%, что несколько лучше среднеокружного и среднероссийского показателей. Вместе с тем, проблема преступности, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних остается по-прежнему актуальной. Материальная необеспеченность, пьянство родителей, падение нравственных устоев в значительной степени способствуют социальной дезадаптации детей и подростков

2.9

Недостаточное развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы:

Существующая материально-техническая база организаций социального обслуживания не позволяет обеспечить качественный уход за престарелыми гражданами и инвалидами, санитарные нормы площадей ниже нормативных

обеспеченность жилой площадью престарелых граждан и инвалидов в государственных стационарных организациях социального обслуживания, кв. м

5,35

6,2

6,3

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 N 555)

доля стационарных учреждений социальной защиты населения, обеспеченных очистными сооружениями, %

75

Обеспеченность очистными сооружениями стационарных учреждений социальной защиты населения не в полной мере соответствует требованиям природоохранного законодательства. Согласно актам надзорных органов превышаются установленные нормативы загрязняющих веществ при сбросе сточных вод. В целях ликвидации негативного воздействия стоков очистных сооружений необходима их своевременная реконструкция и переоснащение или их строительство

уровень обеспеченности объектами спорта исходя из единовременной пропускной способности, %

32,4

32,9

28,6

К 2020 году уровень обеспеченности населения спортивными объектами исходя из единовременной пропускной способности должен составить 45%. Для достижения данного показателя необходимо вводить в эксплуатацию более 100 объектов в год (строительство, реконструкция)

степень износа материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры (доля зданий, специального оборудования, требующих ремонта и обновления от их общего количества), %

80

Согласно актам технического обследования износ материально-технической базы в государственных учреждениях культуры составляет 58%, в муниципальных учреждениях культуры - 80%. По результатам мониторинга износ специализированного оборудования и мебели, музыкальных инструментов, парка автотранспортных средств в государственных и муниципальных учреждениях культуры составляет 80%

2.10

Инфраструктура образовательных организаций не в полной мере соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов:

Доля учреждений, соответствующих современным требованиям, составляет 66,5%, 17% школ не имеют свои спортивные залы, в 16% учреждений отсутствуют столовые или питание учащихся организовано в приспособленных помещениях, в 6% - нет канализации. В отрасли "Образование" остаются актуальными вопросы обеспечения безопасности, улучшения материально-технической базы, обновления осветительного оборудования, поставки мебели, соответствующей росто-возрастным характеристикам учащихся

доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников, %

79,8

80,0

2.11

Относительно высокий уровень угроз личной и имущественной безопасности граждан:

Несмотря на существенное снижение числа зарегистрированных преступлений за период с 2010 по 2013 год (на 17,5%; с 32720 до 26998), уровень преступности в Удмуртской Республике выше, чем в ПФО и в среднем по России

уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения)

1778,9

1401,7

1539,1

удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, %

61,4

53,9

49,6

Несмотря на определенные меры, принимаемые правоохранительными органами по профилактике рецидивной преступности, отсутствие налаженной системы ресоциализации лиц, ранее судимых, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не позволили остановить негативные процессы нарастания преступности среди данной категории граждан. Наиболее существенным из них является отсутствие стабильного источника доходов в связи с невозможностью найти подходящую работу лицам, имеющим судимость

удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, %

47

33,1

27,5

Несмотря на снижение числа преступных деяний, совершенных гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, отмеченное в 2014 году, удельный вес преступлений данной категории по-прежнему значительно превышает среднеокружные и среднероссийские показатели

количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, единиц

258

Более 60% дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) происходит на территории городов и населенных пунктов. Основными видами ДТП продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий, таких как: наезд на пешехода и столкновение транспортных средств (около 70% от общего количества ДТП с пострадавшими)

2.12

Относительно высокий уровень распространенности этноцентристских установок в молодежной среде:

В возрастной группе от 18 до 29 лет зафиксирована самая большая доля респондентов, которые предпочли бы жить - 13,8%, дружить - 13,1% и работать - 21% только с представителями своей национальности. Интегральный показатель в целом этноцентристских установок в молодежной среде составляет 15,9%, тогда как в более старших возрастных группах аналогичный показатель меньше почти в 2 раза (9,6%)

доля молодежи, не готовой к межэтническим коммуникациям, %

15,9

2.13

Несформированность ценностного восприятия миноритарных языков:

По сравнению с иными национальными субъектами Приволжского федерального округа в Удмуртии отмечаются значительно более интенсивные процессы снижения уровня языковой компетентности среди титульного населения. Численность удмуртов, владеющих удмуртским языком, сократилась в межпереписной период (2002 - 2010 годы) на 30,7%, тогда как в Республике Татарстан этот показатель составил лишь 1,3%, в Республике Мордовия - 5,7%, в Республике Башкортостан - 13,4%, в Чувашской Республике - 13,9%, в Республике Марий Эл - 16,2%

интенсификация процессов языковой ассимиляции удмуртского народа

3

Инфраструктурные ограничения

3.1

Неудовлетворительное качество автомобильных дорог:

По состоянию на 1 января 2014 года 73,8%, или 7931 километр, автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, подлежат строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту

доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, %

73,8

доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, %

82,8

71,2

62,5

По состоянию на 1 января 2014 года 82,8%, или 4883 километра автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Удмуртской Республики, не отвечающих нормативным требованиям, подлежат строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту

доля деревянных мостов, не соответствующих нормативным требованиям, %

3,5

2,6

13,4

По состоянию на 1 января 2014 года 3,5 процента, или 13, деревянных мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. В связи с растущей интенсивностью дорожного движения на автодорогах, увеличением в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей мостовые сооружения требуют увеличения прочностных характеристик дорожных конструкций. Эти мосты не подлежат капитальному ремонту, необходима их реконструкция

3.2

Недостаточно развитая система авиаперевозок. Отсутствие международного терминала в республике

Отсутствие международных авиасообщений, а также недостаточно развитая система авиаперевозок является одной из причин низкой инвестиционной и деловой активности хозяйствующих субъектов, а также потенциальных внешних инвесторов

3.3.

Отсутствие системы интегрированной логистики, объединяющей элементы транспортной, складской, таможенной и распределительной инфраструктуры

Инфраструктура различных видов транспорта Удмуртской Республики развивается без достаточной координации, необходимой для сбалансированного транспортного обслуживания.

Практически не развиваются технологии интермодальных перевозок в регионе, в первую очередь - контейнерных. Проблемы существуют и на стыках видов транспорта

3.4

Отсутствие развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций

Действующая в Удмуртии сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций не позволяет обеспечить свободу передвижения транспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива

3.5

Энергодефицитность (дефицит генерирующих мощностей), %

65

Ввод новой парогазовой установки мощностью 230 МВт в 2014 году на Ижевской ТЭЦ-1 позволит увеличить генерирующий потенциал Удмуртии и обеспечить производство электрической энергии в пределах 50% потребности региона. Основными генерирующими источниками на территории Удмуртской энергосистемы являются: 3 теплоэлектроцентрали филиала ОАО "ТГК-5" "Удмуртский" (Ижевская ТЭЦ-1, Ижевская ТЭЦ-2, Сарапульская ТЭЦ), 2 абонентские блок-станции промышленных предприятий (ТЭЦ ОАО "Воткинский завод" и ТЭЦ ОАО "Чепецкий механический завод"), мини-ТЭЦ ООО "Автокотельная". Потребители Удмуртской Республики зависимы от ситуации на оптовом рынке электроэнергии

3.6

Недостаточная доступность и обеспеченность населения республики жильем

По уровню ввода жилья на человека в год и по обеспеченности населения жильем на 1 жителя республика имеет самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе

ввод общей площади жилья на человека в год, кв. м

0,351

0,513

0,483

обеспеченность населения жильем, кв. м/чел.

20,9

24,0

-

удельный вес ветхого и аварийного жилья, %

2,65

2,78

-

Проживание в ветхом и аварийном жилищном фонде снижает качество жизни граждан

Недостаточное предложение земельных участков для развития жилищного строительства

По уровню ввода жилья на человека республика имеет самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе

3.7

Сохраняющаяся дифференциация условий проживания в городе и на селе:

В республике сохраняются различные условия жизни населения республики в городе и на селе. В очереди на улучшение жилищных условий стоит 750 молодых семей и молодых специалистов, работающих в сельской местности

низкая обеспеченность сельских населенных пунктов круглогодичной связью по дорогам с сетью дорог общего пользования:

доля сельских населенных пунктов, не обеспеченных связью дорогами с твердым покрытием, %

53,9

Транспортный разрыв по автомобильным дорогам с твердым покрытием до автомобильных дорог общего пользования составляет 3130 километров. 909 населенных пунктов с численностью населения 80 тыс. человек не имеют связи по дорогам даже в гравийном исполнении с сетью дорог общего пользования

низкий уровень газификации в сельской местности, %

43

54

Уровень газификации в сельской местности Удмуртской Республики является одним из самых низких в Приволжском федеральном округе (12 место)

3.8

Наличие значительной доли жилищного фонда, требующего капитального ремонта

В результате накопившегося недоремонта около 30 процентов многоквартирных домов требуют проведения капитального ремонта

3.9

Включение нерациональных и сверхнормативных расходов при установлении тарифов на товары и услуги естественных монополий. Необоснованный рост тарифов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ)

В целях ограничения роста цен за пять лет (2010 - 2014 годы) из тарифов на товары (услуги) естественных монополий при проведении экономической экспертизы представленных документов по установлению тарифов, из необходимой валовой выручки организаций исключены необоснованные расходы на общую сумму более 25775 млн. рублей. Необходимо обеспечить соответствие темпов роста регулируемых цен (тарифов) параметрам Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельным уровням, утвержденным Федеральной службой по тарифам России

4

Экологические проблемы

4.1

Большое количество несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных веществ от стационарных и передвижных источников:

Ежегодно в республике образуется более 1,5 млн. тонн отходов производства и потребления. Имеющиеся санкционированные места размещения отходов, за исключением 2 полигонов в Завьяловском районе, не имеют проектной документации на строительство объектов. Недостаточно принимаются меры по очистке отходящих газов на промышленных предприятиях. При подготовке нефти утилизация попутного нефтяного газа в нефтяной промышленности осуществляется не в полном объеме

доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - V класса опасности, %

69,3

38,6

22,0

доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве загрязняющих веществ от стационарных источников, %

7,0

57,1

61,5

4.2

Неудовлетворительное санитарное состояние водных объектов:

Основными причинами неудовлетворительного санитарного состояния водных объектов являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений или их отсутствие

доля загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты, %

73,8

-

87,7

4.3

Неудовлетворительная экологическая обстановка в лесной отрасли, негативное влияние климатических изменений, в том числе экстремальных природных ситуаций:

В пожароопасных сезонах 2010 - 2014 годов на территории земель лесного фонда возникло 504 лесных пожара, пройденная ими площадь составила 304 га. Затраты на тушение лесных пожаров составили 26,3 млн. рублей. Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики, погибших от влияния вредных организмов и болезней леса за 2010 - 2014 годы, составила 8937,3 га, в том числе значительные объемы повреждения лесов (8554,2 га) обусловлены массовым размножением короеда-типографа в елово-пихтовых насаждениях.

За 5 лет проведено санитарно-оздоровительных мероприятий на площади 121,1 тыс. га и убрано 3,1 млн. куб. метров поврежденной и погибшей древесины.

За период с 2010 по 2014 год на территории Удмуртской Республики за счет средств арендаторов лесных участков проведено лесоустройство на площади 259 тыс. га.

В целях обеспечения благоприятной экологической обстановки, ликвидации последствий негативного влияния климатических изменений необходимо своевременное проведение санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по воспроизводству лесов

доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, %

0,189

0,06

0,155

отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок, %

38,6

36,9

18,3

5

Система государственного управления

5.1

Недостаточный уровень доступности государственных и муниципальных услуг:

доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту проживания, %

39

44

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" позволяет существенно повысить доступность государственных и муниципальных услуг за счет существенного увеличения мест получения услуги и снижения количества обращений в иные органы и организации за получением сопутствующих услуг. Повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту проживания, достигается за счет создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также их удаленных рабочих мест (или офисов привлекаемых организаций) в сельских поселениях. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" данный показатель к 2015 году должен быть не менее 90%

5.2

Незначительное количество граждан, использующих государственные и муниципальные услуги в электронном виде; доля дееспособного населения, зарегистрированного в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации", %

6,2

5,45

6,5

Незначительное количество граждан, использующих государственные и муниципальные услуги в электронном виде, является следствием их малой информированности о возможностях получения услуг в электронном виде и общим невысоким уровнем знаний в области информатизации, а также следствием отсутствия удобных инструментов для получения услуг в электронном виде

5.3

Недостаточный уровень организации государственными органами и органами местного самоуправления работы по реализации антикоррупционных мер в Удмуртской Республике

-

-

-

По результатам проведенного мониторинга реализации мер по противодействию коррупции в Удмуртской Республике слабо организовано взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с правоохранительными органами по предупреждению коррупционных правонарушений на гражданской и муниципальной службе.

Необходимо расширение сотрудничества с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, а также активизация антикоррупционного просвещения граждан

5.4

Высокий уровень государственного долга Удмуртской Республики

Для решения стоящих перед республикой социально-экономических задач и обеспечения сбалансированности бюджета до последнего времени рассматривался как единственно возможный путь наращивания заимствований. В результате с 2010 года государственный долг Удмуртской Республики значительно вырос и составил на 1 января 2014 года 28 млрд. 835 млн. рублей. Уровень государственного долга не превышает предельных величин, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, но требует кардинальных решений по своему снижению и обеспечению сбалансированности бюджета

5.5

Избыточность закрепленного за государственными учреждениями и унитарными предприятиями имущества, которое не является необходимым для исполнения полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики

По данным Реестра государственного имущества Удмуртской Республики на 1 января 2014 года в государственной собственности Удмуртской Республики учитывается 4900 ед. объектов недвижимого имущества, из них - закреплено за органами государственной власти 877 объектов, за государственными учреждениями Удмуртской Республики (казенными, автономными, бюджетными) - 3273 ед., 661 ед. - за государственными унитарными предприятиями Удмуртской Республики.

Наличие в таких объемах имущественного комплекса порождает значительные (неподъемные) обязательства по содержанию данного имущества, несению обязательств по уплате обязательных платежей (налогов на имущество, землю) в бюджеты различных уровней

5.6

Недостаточность инструментария и инфраструктуры управления земельными ресурсами и ведения государственного кадастра недвижимости

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости актуального картографического материала, координатного описания границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, которые необходимы для реализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования Удмуртской Республики и муниципальных образований в Удмуртской Республике, цифровых тематических карт и планов, являющихся важнейшим элементом геоинформационных систем (ГИС) органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижает эффективность управления земельными ресурсами и может привести к нарушению прав граждан и юридических лиц, а также к увеличению затрат бюджета, связанных с изъятием земельных участков и иных объектов недвижимости или принудительным прекращением иных прав на землю и иные объекты недвижимости

5.7

Низкое качество результатов работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных ресурсов, необходимость выверки данных об объектах недвижимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, нарушение требований законодательства периодичности проведения работ по актуализации результатов кадастровой оценки, решение которых необходимо для перехода на единый налог на недвижимость

Кадастровая стоимость объектов недвижимости, в том числе и земельных участков, не в полной мере соответствует сложившейся конъюнктуре рынка и имеет существенные отклонения от их рыночной стоимости.

Причинами возникновения проблемы являются следующие факторы:

1) нарушение сроков актуализации результатов кадастровой оценки земельных участков;

2) недостаточное развитие рынка недвижимости;

3) несовершенство методики проведения кадастровой оценки;

4) несовершенство процедуры проведения работ по определению кадастровой стоимости

5.8

Неурегулированность отношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, сельхозпроизводителями в соответствии с законодательством, отсутствие системы мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах по большинству земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, а также подготовленных в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проектов межевания земельных участков, землеустроительной документации.

Необходимо проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения в целях создания инфраструктуры управления земельными ресурсами в агропромышленном комплексе и обеспечения эффективности использования указанных земель

5.9

Высокий уровень скептицизма граждан к общественным институтам и их возможности влиять на решения, принимаемые органами власти

-

-

-

Высокий уровень скептицизма граждан проявляется в связи с низким уровнем доверия жителей Удмуртской Республики в эффективное взаимодействие с органами власти при решении социально значимых проблем, низким уровнем информированности о системе взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти

5.10

Недостаточный объем социальных услуг, оказываемых некоммерческими организациями, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями

-

-

-

В республике не созданы механизмы привлечения не коммерческих организаций к реализации государственных и муниципальных программ, не развита система социальных заказов, передачи части социальных государственных функций на аутсорсинг некоммерческим организациям