Подпрограмма «Создание условий для реализации государственной программы» предназначена для обеспечения управления процессами развития образования, разработки и реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных организаций.
Обеспечение управления процессами развития образования осуществляется Министерством образования и науки Удмуртской Республики как исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, обеспечивающим осуществление государственной политики и управления в области образования.
С внедрением в практику управления государственных программ у Министерства образования и науки Удмуртской Республики, как ответственного исполнителя государственной программы, появляются дополнительные возможности по координации деятельности в сфере образования других исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, являющихся соисполнителями государственной программы. Задачей в данном вопросе является организация эффективного межведомственного взаимодействия.
В рамках подпрограммы реализуются переданные субъектам Российской Федерации полномочия Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных организаций.
На данном этапе отличительной особенностью государственной политики в сфере образования является модернизация системы образования. Решение ряда задач осуществляется путем проведения институциональных изменений, внедрением новых финансово-экономических и организационно-финансовых механизмов.
Преобразования осуществляются по следующим направлениям:
нормативное подушевое финансирование;
система оплаты труда, ориентированная на результат;
независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен), государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме;
общественное участие в управлении образованием и оценке его качества;
публичная отчетность образовательных организаций.
С 1 января 2009 года в образовательных организациях Удмуртской Республики введена новая система оплаты труда, а в 2011 году осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование.
На основе опыта организации и проведения единого государственного экзамена ведется работа по формированию региональной системы оценки качества образования. Для ее организационного и ресурсного обеспечения в 2011 году создан Региональный центр информатизации и оценки качества образования.
В настоящее время в региональную систему оценки качества образования включены процедуры государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов по новой форме. Выбором прохождения итоговой аттестации в новой форме воспользовались более 9 тысяч обучающихся всех муниципальных районов и городских округов республики.
Одним из приоритетных механизмов оценки качества региональной системы образования в республике является проведение мониторинговых мероприятий по оценке и экспертизе муниципальных систем образования на основе комплекса отраслевых показателей.
Региональная отраслевая система показателей включает в себя более 140 позиций по восьми основным содержательным блокам: состояние финансового обеспечения, состояние материально-технической базы, состояние кадрового обеспечения, деятельность дошкольных, общеобразовательных организаций (школ), организаций дополнительного образования, деятельность по здоровьесбережению участников образовательного процесса, меры социальной поддержки отдельных категорий детей.
Все показатели характеризуют деятельность общеобразовательных организаций и органов управления по двум направлениям - организация условий для образования и достижение результатов. Это позволяет оценить эффективность деятельности муниципальных образовательных систем с точки зрения ресурсного обеспечения и полученных результатов деятельности.
С принятием Федерального закона от 28 февраля 2012 года № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательно установлена обязательность финансирования за счет средств бюджета негосударственных образовательных организаций в пределах ФГОС.
При этом финансирование частных общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных организаций. Механизм финансирования предстоит отработать на практике.
В системе профессионального образования ведущими механизмами преобразований в последние годы были мероприятия по реструктуризации сети организаций, оптимизации их имущественных комплексов, реализуемые в контексте передачи организаций с федерального уровня на уровень Удмуртской Республики.
Предпринят ряд шагов по содержательной модификации профессионального образования, повышению его качества. Созданы ресурсные центры, осуществляется обучение по многоуровневым образовательным программам, расширяется взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда.
В Удмуртской Республике осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение государственной поддержки и улучшение положения различных категорий детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Закон Удмуртской Республики от 06 марта 2007 года № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Основной мерой социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение их жильем.
Согласно Закону Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом имеют дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном указанным Законом.
На 1 января 2014 года 3615 детей-сирот не имеют закрепленного жилого помещения, в том числе у 1206 человек наступило право на его получение (2013 год - 3511 чел. не имеют жилья, у 848 - наступило право на его получение).
Финансовое обеспечение государственных полномочий, установленных пунктами 2, 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Российской Федерации и средств бюджета Удмуртской Республики. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в 2014 году на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений Удмуртской Республике предусмотрено 51,27 млн. рублей, из бюджета Удмуртской Республики предусмотрено 191,7 млн.рублей.
Для управления сферой образования чрезвычайно важное значение имеет принятие Федерального закона № 273-ФЗ, которым предусмотрены следующие новации: