Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года № 391 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 годы»

2.3.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Особенностью системы воспитания и дополнительного образования детей является ее межведомственный и межуровневый характер. В Удмуртской Республике в настоящее время функционируют 11 государственных и 215 муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей, из них:

в сфере образования - 103 организации, в том числе 4 государственных и 99 муниципальных;

в сфере культуры - 58 детских школ искусств, в том числе 1 государственная и 57 муниципальных;

в сфере физической культуры и спорта - 63 детских (юношеских) спортивных школ (далее - ДЮСШ) и Детская (юношеская) спортивная школа олимпийского резерва (далее - ДЮСШОР), из них 6 государственных и 57 муниципальных школ.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам различной отраслевой направленности, в 2013 году составила 65,1 процента.

Комплекс мероприятий, обеспечивающий развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и подростков реализуется также в рамках республиканских целевых программ, таких как:

Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы;

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы;

Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010-2015 годы;

Республиканская целевая программа по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы.

Указанные республиканские целевые программы отнесены к другим государственным программам Удмуртской Республики.

Роль воспитательной работы в общеобразовательных организациях долгое время была недооценена и слабо институционально оформлена, в школах практически не осталось вожатых и педагогов-организаторов, не каждая школа может позволить себе иметь педагога-психолога или социального педагога, классное руководство долгое время рассматривалась в качестве общественной нагрузки и оплачивалась минимально.

Значительный импульс воспитательная работа в школах получила при введении денежного вознаграждения учителям за выполнение функций классного руководителя. Около 9 тысяч педагогов получают денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя и материально заинтересованы в результатах воспитательной и профилактической работы.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» на ближайшую перспективу поставлена новая задача - обеспечить реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, что станет дополнительным стимулом воспитательной работы в образовательных учреждениях.

В республике ежегодно проводятся более 100 мероприятий различной направленности. Организовано участие детей в окружных, всероссийских, международных мероприятиях в области образования, культуры и спорта, научных, творческих и иных смен для победителей и дипломантов республиканских мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей и др.).

Обучающиеся образовательных организаций республики традиционно получают премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи». В целях поддержки молодых ученых выделяются гранты на реализацию научных исследований в рамках соглашений, заключенных Правительством Удмуртской Республики с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.

В создании эффективной системы физического развития школьников большое значение имеют массовые спортивные мероприятия. В республике проводится республиканская Спартакиада школьников («Президентские зимние спортивные игры», «Республиканский спортивный фестиваль школьников», «Лыжня России» и другие).

На воспитание социально ответственных граждан направлена работа 32 официально зарегистрированных детских общественных объединений, таких как «Юность», «Родники», «РСМ», «Шунды» и другие, где созданы все необходимые условия для социального становления детей, вовлечения их в общественно-полезную деятельность. Большой воспитательный эффект дает работа детских и молодежных волонтерских отрядов. На сегодня более 170 отрядов способствуют преодолению негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

В результате всего комплекса мер, осуществляемого в Удмуртской Республике в направлении дополнительного образования и воспитания детей, с 2009 года сокращается показатель подростковой преступности: в 2009 году он составлял 7,9 процента, в 2013 году  - 4,9 процента от числа лиц, совершивших преступления.

При высоких потенциальных возможностях для системы дополнительного образования детей основной проблемой является ее ресурсное «истощение». Большинство организаций расположено в старых приспособленных зданиях, оборудование студий, секций, кружков и мастерских морально устарело и изношено. Отсутствие гарантированного финансирования массовых республиканских и всероссийских мероприятий с учащимися подрывает принципы организации дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся, выявления одаренных детей.

Недостаточно учитываются интересы подростков, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде. Лишь 43,05 процента детей активного возраста (от 10 до 14 лет) заняты дополнительным образованием. Снижается численность обучающихся, занимающихся в объединениях и научных обществах технической направленности. Низкие материально-технические возможности работы в системе дополнительного образования и недостаточный уровень информатизации не позволяют создать единое образовательное пространство для исследовательской и самостоятельной работы учащихся, а также привлечь молодые кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности.

Организация отдыха и оздоровления детей имеет своей целью сохранение здоровья детей, а также дает возможность создать условия для их социализации.

Организация оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике осуществляется круглогодично. Основным периодом в этой работе является летняя оздоровительная кампания.

В целях организации отдыха и оздоровления детей задействованы 866 различных организаций отдыха и оздоровления детей и подростков. Существующая стационарная база детского отдыха и оздоровления позволяет организовать отдых и оздоровление более 230 тысяч детей в возрасте от 4 до 15 лет в течение года (таблица 3).

Таблица 3

Сведения об организации отдыха и оздоровления детей, чел.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Охват детей всеми формами каникулярного отдыха и оздоровления

252 152

252 168

252 170

230517

в том числе:

- в загородных детских оздоровительных лагерях

39 715

39 720

34 606

33788

- детских санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия

12 563

18 090

18 404

16681

- в лагерях с дневным пребыванием

65 537

68 695

63 352

63410