Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года № 391 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 годы»

2.2.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Среднее общее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется государством. Основные общеобразовательные программы реализуются в республике на базе 626 дневных общеобразовательных организаций и 10 вечерних школ. Общее образование получают 162 тысячи обучающихся.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения Российской Федерации до 2030 года численность населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) до 2021 года будет увеличиваться, а затем прогнозируется демографический спад. Прогнозируемая численность населения моложе трудоспособного возраста  (0-15 лет) по Удмуртской Республике по среднему варианту расчетов представлена в таблице 1.

Таблица 1  

Численность населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) по среднему сценарию по Удмуртской Республике (в тыс. чел. на начало года)

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2021

2026

2031

Прогнозируемая численность населения моложе трудоспособного возраста (по среднему сценарию)

278,7

285,4

290,3

293,7

296,9

298,9

298,2

280,3

247,1


Представленный демографический прогноз свидетельствует об увеличении численности потребителей в сфере общего образования, что особенно важно учесть при разработке мер, направленных на повышение доступности и качества общего образования (необходимость реализовывать образовательный процесс в две смены).

С 2005 года в республике нет школ, работающих в три смены. В 127 дневных общеобразовательных школах (19,9 процента от их общего количества) учебный процесс организован в две смены. Более 25 тысяч детей или 15,8 процента занимаются во вторую смену.

Характерной чертой системы образования в Удмуртской Республике является наличие малокомплектных школ, доля которых составляет около 30 процентов в общем количестве школ (98 процентов из них расположены в сельской местности). При этом в малокомплектных школах обучается только 3,6 процента от общего числа учащихся. В среднем на 1 учителя в малокомплектных школах приходится по 4,5 ученика при нормативе 15.

В соответствии с задачей сохранения школ в перспективных населенных пунктах, обеспечивающих развитие сельскохозяйственного производства и промышленности, было принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 августа 2014 года № 321 «Об отнесении образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, к малокомплектным образовательным организациям в Удмуртской Республике». Отнесение школ к категории «малокомплектных» и определение для них особого порядка финансирования способствует сохранению и развитию перспективных сельских населенных пунктов, а также обеспечению доступного и качественного образования в малокомплектных школах.

Следует отметить, что количество малокомплектных школ в республике сокращается, в том числе в связи с организацией подвоза детей к месту учебы в сельской местности. В настоящее время парк школьных автобусов составляет 499 машин, определено 550 маршрутов, перевозится более 10 тыс. детей. Не обеспечены подвозом около 350 детей по причине отсутствия дорог.

В республике реализуются меры, направленные на развитие инфраструктуры образования. За последние годы значительно сократилось число школ, находящихся в ветхом и аварийном состоянии. Так, если в 2000 году таких образовательных организаций в Удмуртии было 67, то в 2013 году - 4. В период с 2000 года по 2013 год в республике построено, реконструировано и капитально отремонтировано 285 объектов образования. Ежегодно обновляется и пополняется парк школьных автобусов, в образовательные организации поступает современное учебное оборудование. Дополнительные финансовые средства на оснащение школ были получены из федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы «Развитие образования», Комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования.

С начала реализации приоритетного национального проекта «Образование» в школы республики поступили более 400 комплектов современного учебного оборудования, 58 интерактивных досок. Приобретены системы видеонаблюдения для детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Все школы республики оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и средствами оповещения о пожаре. Проведенные мероприятия позволили повысить безопасность организации образовательного процесса.

Ведется работа по развитию информатизации образования. На начало 2013 года на один компьютер приходится 9 учащихся (в 2005 году данный показатель составлял 41,2 учащихся). К сети «Интернет» подключено 100 процентов средних и основных общеобразовательных школ. 41 процент школ имеет доступ к высокоскоростному широкополосному Интернету. 1457 организаций образования и 32 органа управления образованием имеют свой сайт.

Реализация республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» на 2010 - 2014 годы позволила увеличить охват всеми видами питания учащихся школ в 2013 году до 93,5 процента. В школах вводятся в эксплуатацию современные комплексы школьного питания, заменено 39,8 процента технологического оборудования, 34,6 процента холодильного оборудования школьных столовых.

В организациях образования функционируют 830 медицинских кабинетов, из них 642 (77 процентов) имеют лицензию на право ведения медицинской деятельности.   

С 1 сентября 2011 года в общеобразовательных организациях внедряются  новые ФГОС. Доля школьников, обучающихся по стандартам начального общего образования, составляет 75,2 процента в общей численности обучающихся в начальной школе. К 2014 году все учащиеся начальных классов с 1 по 4 класс перейдут на новые стандарты в полном объеме. В 2015 году все обучающиеся 5-х классов будут обучаться по новым стандартам.

На этапе внедрения стандартов нового поколения обязательным условием является обеспеченность образовательного процесса учебной литературой, бесплатно предоставляемой в пользование на время получения образования. В соответствии с законодательством фонды школьных библиотек должны быть укомплектованы печатными и электронными учебниками и учебными пособиями, а также методическими и периодическими изданиями. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося устанавливаются соответствующими образовательными стандартами. Общая потребность в учебниках для всех обучающихся в 1-11(12) классах образовательных организаций республики составляет 2,0 млн. экземпляров.

Большое внимание уделяется организации обучения и воспитания на этнокультурной основе. В 70 процентах дошкольных образовательных организаций реализуется этнокультурное содержание, в 35 процентах организовано изучение родных (удмуртский, татарский, марийский, чувашский) языков. В 55 процентах школ республики изучаются родные (удмуртский, татарский, марийский, чувашский) языки и литература, в 75 процентах школ изучается предмет «краеведение». В условиях перехода на новые ФГОС общего образования, с развитием вариативного и профильного обучения на первый план выходит проблема обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными изданиями с учетом особенностей этнических и национально-культурных потребностей обучающихся.

В особой государственной защите, социальной реабилитации, адаптации и интеграции с обществом нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, другие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Созданы Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов и 14 базовых школ. Число детей-инвалидов, получающих дистанционное образование, увеличилось с 20 человек в 2010 году до 250 человек  в 2012 году, что позволило обеспечить всю потребность.

Вопросы развития инклюзивного образования в образовательных организациях республики находятся в стадии становления. В 2013 году республика принимала участие в реализации государственной программы «Доступная среда», в рамках которой в республику были направлены средства федерального бюджета в объеме 15 млн. рублей, из республиканского бюджета было выделено 14 млн. рублей. Средства направлены на создание в 15 базовых школах образовательной среды, обеспечивающей совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Актуальной задачей является поиск эффективных инструментов обеспечения доступности качественных образовательных услуг для одаренных детей. В республике созданы 13 ресурсных центров, работающих с одаренными детьми.  Основное назначение центра - содействие развитию системы образования в Удмуртской Республике, повышению конкурентоспособности учащихся на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников.

В Удмуртии развита сеть образовательных организаций повышенного уровня и получили свое развитие принципы профильного обучения. Доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, в 2013 году составила 21,9 процента. Более 50 процентов выпускников школ в 2013 году, обучавшихся в классах с профильным или углубленным изучением отдельных предметов, поступили в организации профессионального образования по профилю обучения.

Учащиеся школ показывают достаточно высокие результаты качества образования. В 2013 году русский язык сдали 99,6 процента учеников (в среднем по России - 99,2 процента), математику - 95,7 процента (в среднем по России - 97,4 процента).

Значимых различий в результатах сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку у городских и сельских выпускников не наблюдается. В то же время существует серьезный разрыв в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями (см. таблицу 2). Традиционно высокие результаты демонстрируют выпускники лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов, а низкие - выпускники вечерних (сменных) школ и школ.


Таблица 2

Сведения об образовательных организациях в разрезе результатов ЕГЭ