Среднее общее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется государством. Основные общеобразовательные программы реализуются в республике на базе 626 дневных общеобразовательных организаций и 10 вечерних школ. Общее образование получают 162 тысячи обучающихся.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения Российской Федерации до 2030 года численность населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) до 2021 года будет увеличиваться, а затем прогнозируется демографический спад. Прогнозируемая численность населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) по Удмуртской Республике по среднему варианту расчетов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Численность населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) по среднему сценарию по Удмуртской Республике (в тыс. чел. на начало года)
Наименование показателя | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2021 | 2026 | 2031 |
Прогнозируемая численность населения моложе трудоспособного возраста (по среднему сценарию) | 278,7 | 285,4 | 290,3 | 293,7 | 296,9 | 298,9 | 298,2 | 280,3 | 247,1 |
Представленный демографический прогноз свидетельствует об увеличении численности потребителей в сфере общего образования, что особенно важно учесть при разработке мер, направленных на повышение доступности и качества общего образования (необходимость реализовывать образовательный процесс в две смены).
С 2005 года в республике нет школ, работающих в три смены. В 127 дневных общеобразовательных школах (19,9 процента от их общего количества) учебный процесс организован в две смены. Более 25 тысяч детей или 15,8 процента занимаются во вторую смену.
Характерной чертой системы образования в Удмуртской Республике является наличие малокомплектных школ, доля которых составляет около 30 процентов в общем количестве школ (98 процентов из них расположены в сельской местности). При этом в малокомплектных школах обучается только 3,6 процента от общего числа учащихся. В среднем на 1 учителя в малокомплектных школах приходится по 4,5 ученика при нормативе 15.
В соответствии с задачей сохранения школ в перспективных населенных пунктах, обеспечивающих развитие сельскохозяйственного производства и промышленности, было принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 августа 2014 года № 321 «Об отнесении образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, к малокомплектным образовательным организациям в Удмуртской Республике». Отнесение школ к категории «малокомплектных» и определение для них особого порядка финансирования способствует сохранению и развитию перспективных сельских населенных пунктов, а также обеспечению доступного и качественного образования в малокомплектных школах.
Следует отметить, что количество малокомплектных школ в республике сокращается, в том числе в связи с организацией подвоза детей к месту учебы в сельской местности. В настоящее время парк школьных автобусов составляет 499 машин, определено 550 маршрутов, перевозится более 10 тыс. детей. Не обеспечены подвозом около 350 детей по причине отсутствия дорог.
В республике реализуются меры, направленные на развитие инфраструктуры образования. За последние годы значительно сократилось число школ, находящихся в ветхом и аварийном состоянии. Так, если в 2000 году таких образовательных организаций в Удмуртии было 67, то в 2013 году - 4. В период с 2000 года по 2013 год в республике построено, реконструировано и капитально отремонтировано 285 объектов образования. Ежегодно обновляется и пополняется парк школьных автобусов, в образовательные организации поступает современное учебное оборудование. Дополнительные финансовые средства на оснащение школ были получены из федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы «Развитие образования», Комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования.
С начала реализации приоритетного национального проекта «Образование» в школы республики поступили более 400 комплектов современного учебного оборудования, 58 интерактивных досок. Приобретены системы видеонаблюдения для детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Все школы республики оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и средствами оповещения о пожаре. Проведенные мероприятия позволили повысить безопасность организации образовательного процесса.
Ведется работа по развитию информатизации образования. На начало 2013 года на один компьютер приходится 9 учащихся (в 2005 году данный показатель составлял 41,2 учащихся). К сети «Интернет» подключено 100 процентов средних и основных общеобразовательных школ. 41 процент школ имеет доступ к высокоскоростному широкополосному Интернету. 1457 организаций образования и 32 органа управления образованием имеют свой сайт.
Реализация республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» на 2010 - 2014 годы позволила увеличить охват всеми видами питания учащихся школ в 2013 году до 93,5 процента. В школах вводятся в эксплуатацию современные комплексы школьного питания, заменено 39,8 процента технологического оборудования, 34,6 процента холодильного оборудования школьных столовых.
В организациях образования функционируют 830 медицинских кабинетов, из них 642 (77 процентов) имеют лицензию на право ведения медицинской деятельности.
С 1 сентября 2011 года в общеобразовательных организациях внедряются новые ФГОС. Доля школьников, обучающихся по стандартам начального общего образования, составляет 75,2 процента в общей численности обучающихся в начальной школе. К 2014 году все учащиеся начальных классов с 1 по 4 класс перейдут на новые стандарты в полном объеме. В 2015 году все обучающиеся 5-х классов будут обучаться по новым стандартам.
На этапе внедрения стандартов нового поколения обязательным условием является обеспеченность образовательного процесса учебной литературой, бесплатно предоставляемой в пользование на время получения образования. В соответствии с законодательством фонды школьных библиотек должны быть укомплектованы печатными и электронными учебниками и учебными пособиями, а также методическими и периодическими изданиями. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося устанавливаются соответствующими образовательными стандартами. Общая потребность в учебниках для всех обучающихся в 1-11(12) классах образовательных организаций республики составляет 2,0 млн. экземпляров.
Большое внимание уделяется организации обучения и воспитания на этнокультурной основе. В 70 процентах дошкольных образовательных организаций реализуется этнокультурное содержание, в 35 процентах организовано изучение родных (удмуртский, татарский, марийский, чувашский) языков. В 55 процентах школ республики изучаются родные (удмуртский, татарский, марийский, чувашский) языки и литература, в 75 процентах школ изучается предмет «краеведение». В условиях перехода на новые ФГОС общего образования, с развитием вариативного и профильного обучения на первый план выходит проблема обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными изданиями с учетом особенностей этнических и национально-культурных потребностей обучающихся.
В особой государственной защите, социальной реабилитации, адаптации и интеграции с обществом нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, другие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Созданы Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов и 14 базовых школ. Число детей-инвалидов, получающих дистанционное образование, увеличилось с 20 человек в 2010 году до 250 человек в 2012 году, что позволило обеспечить всю потребность.
Вопросы развития инклюзивного образования в образовательных организациях республики находятся в стадии становления. В 2013 году республика принимала участие в реализации государственной программы «Доступная среда», в рамках которой в республику были направлены средства федерального бюджета в объеме 15 млн. рублей, из республиканского бюджета было выделено 14 млн. рублей. Средства направлены на создание в 15 базовых школах образовательной среды, обеспечивающей совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Актуальной задачей является поиск эффективных инструментов обеспечения доступности качественных образовательных услуг для одаренных детей. В республике созданы 13 ресурсных центров, работающих с одаренными детьми. Основное назначение центра - содействие развитию системы образования в Удмуртской Республике, повышению конкурентоспособности учащихся на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников.
В Удмуртии развита сеть образовательных организаций повышенного уровня и получили свое развитие принципы профильного обучения. Доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, в 2013 году составила 21,9 процента. Более 50 процентов выпускников школ в 2013 году, обучавшихся в классах с профильным или углубленным изучением отдельных предметов, поступили в организации профессионального образования по профилю обучения.
Учащиеся школ показывают достаточно высокие результаты качества образования. В 2013 году русский язык сдали 99,6 процента учеников (в среднем по России - 99,2 процента), математику - 95,7 процента (в среднем по России - 97,4 процента).
Значимых различий в результатах сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку у городских и сельских выпускников не наблюдается. В то же время существует серьезный разрыв в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями (см. таблицу 2). Традиционно высокие результаты демонстрируют выпускники лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов, а низкие - выпускники вечерних (сменных) школ и школ.
Таблица 2
Сведения об образовательных организациях в разрезе результатов ЕГЭ