По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории Удмуртской Республики функционируют 890 государственных, муниципальных и иных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в которых обучаются и воспитываются более 94 500 детей.
По показателю охвата детей 1-6 лет дошкольным образованием (2013 год - 80,3 процента) Удмуртия на протяжении последних девяти лет стабильно занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Вместе с тем в очереди на получение путевки в детские сады на 1 января 2014 года стоят 39 539 человек, в том числе в возрасте с 3 до 7 лет - 955 человек.
Наиболее сложная ситуация сложилась в городах Воткинске, Ижевске, Можге, Сарапуле, в Балезинском, Завьяловском, Игринском, Кезском, Кизнерском, Увинском и Якшур-Бодьинском районах.
Для решения вопросов устройства детей ежегодно за счет средств бюджета Удмуртской Республики и муниципальных образований вводятся новые дошкольные места. За десять лет число дошкольных мест увеличилось более чем на 12 тысяч (12 708 мест).
В 2013 году Удмуртская Республика включилась в реализацию проекта по модернизации дошкольного образования. Из федерального бюджета поступило 654 млн. рублей. На эти средства построено 11 новых детских садов на 1810 мест.
Снижению дефицита мест способствует внедрение вариативных форм дошкольного образования. На базе образовательных организаций в 2013 году функционировали 56 групп кратковременного пребывания. Во всех муниципальных образованиях организована работа консультационных пунктов психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные организации, и их родителей. Такой работой охвачены около 10 тысяч детей.
Участие частного сектора в предоставлении услуг для детей дошкольного возраста составляет 0,07 процента от общего объема оказываемых услуг. В республике работают более 30 индивидуальных предпринимателей, которые предоставляют услуги 584 детям. Разработана нормативная правовая база по размещению муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков. Решаются вопросы предоставления помещений на льготных основаниях для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования.
В 2013 году был принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждён план-график его введения в образовательных организациях Удмуртской Республики. В рамках реализации государственной программы планируется к 2020 году обеспечить благоприятные условия для перехода на федеральные государственные требования всех образовательных организаций, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
По состоянию на 1 января 2014 года находилось в аварийном состоянии и требовало капитального ремонта 61 здание детского сада. В соответствии с государственной программой планируется ежегодно строить или капитально ремонтировать детские сады, что позволит к концу 2020 года решить данную проблему.
Все государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации в республике имеют свой сайт в сети «Интернет». Информация об их деятельности размещается на официальном сайте http://bus.gov.ru.
Предоставление государственной (муниципальной) услуги по записи детей в детский сад в электронном виде реализовано в городах Воткинске, Глазове, Ижевске, Можге и Сарапуле. Более 60 процентов граждан получают услугу по предоставлению места в детском саду в электронном виде.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных организаций необходимо довести до средней заработной платы в сфере общего образования республики. По итогам 2013 года она составила 17315 рублей, что составляет 101,2 процента от средней заработной платы в сфере общего образования.
Федеральным законом № 273-ФЗ в части дошкольного образования предусмотрены следующие основные новации.
1. Наряду с реализацией программ дошкольного образования для дошкольных образовательных организаций предусматривается осуществление присмотра и ухода за детьми; для иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, - возможность осуществления присмотра и ухода за детьми.
2. С 1 января 2014 года перераспределяются расходные полномочия между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Удмуртской Республики.
3. С 1 января 2014 года закреплен принцип равенства доступа к бюджетному финансированию государственных (муниципальных) и негосударственных дошкольных образовательных организаций. К расходным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Удмуртской Республики.
4. С 1 сентября 2013 года ежемесячная денежная компенсация расходов на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленная по состоянию на 31 декабря 2012 года, включена в оклады (должностные оклады) педагогических работников.
Для реализации новаций Федерального закона № 273 -ФЗ предстоит:
а) уточнить перечень государственных (муниципальных) услуг (выделить услугу «присмотр и уход за ребенком»);
б) определить источники финансового обеспечения дополнительных расходных обязательств Удмуртской Республики, уточнить формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Удмуртской Республики;
в) практически реализовать получивший закрепление в Федеральном законе № 273-ФЗ принцип равенства доступа к бюджетному финансированию государственных (муниципальных) и негосударственных дошкольных образовательных организаций;
г) провести нормотворческую работу в целях приведения законов Удмуртской Республики, иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики в соответствие с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ, а также разработки новых нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.