Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013-2017 годы)»

2.3.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Подпрограмма разработана в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объёмов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.

Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее важных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия и всевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояние территории республики, её эстетический ландшафтный облик.

Среднегодовой объём образования отходов производства и потребления в республике составляет около 4 млн. м(3) или 1 млн. тонн, при этом 70 % образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30 % - на деятельность предприятий и организаций.

В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учёта, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведёт к их накоплению на территориях предприятий и несанкционированных свалок.

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является доля извлечения и переработки вторичного сырья.

В республике на сегодняшний момент получили развитие следующие основные направления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп и термометров.

Однако в целом по республике сложилась низкоэффективная система сбора и переработки вторичного сырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой (не превышающей 3% от общего объёма) и трудоёмкостью переработки отходов из-за отсутствия их селективного сбора.

Анализ ситуации позволил разделить проблемы Удмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребления на три уровня:

первый - уровень городского округа в Удмуртской Республике;

второй - уровень поселения, в состав которого входят населённые пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов;

третий - уровень сельского поселения в Удмуртской Республике.

На территории республики центром концентрации промышленного производства является агломерация городов Ижевск - Воткинск - Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаются специализированные муниципальные предприятия или частные предприятия на основании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходов производится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещения отходов занимаются частные предприятия.

В настоящее время в республике прослеживается тенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городских свалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Камбарке и Можге. Кроме того, в городах и пригородах существует проблема захламлённости мусором и большого количества несанкционированных свалок около садоводческих массивов.

Проблемой городов республики также является отсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичное сырьё вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон или свалку, теряя при этом до 90 % своей ликвидности.

Анализ ситуации в области обращения с отходами в районных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:

несоответствие свалок экологическим и санитарно-гигиеническим нормам;

отсутствие у предприятий, эксплуатирующих свалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

наличие большого количества несанкционированных свалок;

отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.

Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:

стихийного образования свалок в республике без учёта норм природоохранного законодательства;

отведения земельных участков под свалки постановлениями администраций муниципальных образований без учёта экологических и санитарно-гигиенических норм и требований;

отсутствия учёта образования и движения отходов производства и потребления.

Проблема свалок сельских поселений заключается в том, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалки расположены около каждого сельского поселения и являются причиной общей захламленности территории Удмуртской Республики.

Удмуртская Республика располагает значительным промышленным потенциалом. На её территории сосредоточено большое количество предприятий различных отраслей: нефтедобычи, транспортировки нефти, машиностроения и металлообработки, металлургии, электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности и других отраслей. Наряду с этим в республике имеются крупные предприятия агропромышленного комплекса, включая птицеводческие и животноводческие.

Таким образом, можно сделать вывод о ежегодном образовании в республике большого количества промышленных отходов.

При подготовке подпрограммы с целью минимизации негативного влияния промышленных отходов на окружающую природную среду и здоровье населения был проведён анализ структуры отходов, образующихся во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, по результатам которого все отходы были условно разделены на две группы:

первая группа - перерабатываемые отходы. К данной группе относятся те отходы, для которых на сегодняшний момент имеются мощности по их переработке и использованию на территории Удмуртской Республики;