Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013-2017 годы)»

2.2.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

 

Правовую основу подпрограммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики в области использования и охраны недр.

Подпрограмма является инструментом реализации в Удмуртской Республике государственной политики в сфере рационального использования природных ресурсов для обеспечения промышленности Удмуртской Республики минеральным сырьём, населения Удмуртской Республики качественной питьевой водой.

Подпрограмма учитывает основные положения и промежуточные результаты реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы в части рационального использования и охраны природных ресурсов, приоритеты социально-экономического развития Удмуртской Республики.

В Удмуртии, как и в целом по стране, с 2002 года после отмены ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ) произошло падение темпов прироста промышленных запасов. Основная причина - падение объёмов геолого-разведочных работ и в первую очередь поисково-разведочного бурения.

Территориальным органом федерального органа государственной власти Федерального агентства по недропользованию, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, является Отдел геологии и лицензирования по Удмуртской Республике Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Удмуртнедра). Основными полезными ископаемыми в республике, которые включены в полномочия Удмуртнедра являются нефть и подземные воды.

Минерально-сырьевая база (далее - МСБ) Удмуртской Республики, учитывая её состав и степень промышленного освоения, играет ключевую роль в экономике региона.

В структуре минерально-сырьевых ресурсов Удмуртской Республики твёрдые полезные ископаемые представлены группой общераспространённых полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе глинистых пород для производства кирпича и керамзита, песков строительных для изготовления силикатных строительных изделий, песчано-гравийных материалов для всех видов строительства, известняков для щебня и известняковой муки, торфа для топлива и нужд сельского хозяйства. Имеются единичные месторождения формовочных и стекольных песков, известняков флюсовых и для производства низкосортной строительной извести, сапропеля, углей и минеральных красок.

Большинство месторождений и проявлений ОПИ имеют местное, наиболее крупные - республиканское значение.

Геолого-съёмочные и поисково-разведочные работы, выполненные различными организациями за последние 30-40 лет, позволили создать в республике надёжную МСБ для строительства и производства некоторых видов строительных материалов и удобрений.

Известные местонахождения ОПИ распределены по территории республики крайне неравномерно, что объясняется особенностями геологического строения и потребностью в местных строительных материалах (концентрация в «городских» районах).

Наиболее исследованными в отношении ОПИ оказались Завьяловский, Воткинский, Шарканский, Алнашский, Можгинский, Якшур-Бодьинский, Сарапульский и Увинский районы. В средней степени ОПИ изучены в северной половине республики - Кезский, Игринский, Балезинский, Дебесский, Глазовский, Ярский и Юкаменский районы, а также Каракулинский, Селтинский, Вавожский, Кизнерский и Камбарский районы. В наименьшей степени изучены ОПИ юга и запада Удмуртии - Сюмсинский, Красногорский, Малопургинский, Киясовский и Граховский районы.

Общая геологическая изученность территории Удмуртской Республики в отношении ОПИ достаточно высока, но достоверность данных о запасах и ресурсах, местоположении участков не превышает 75%. В целом МСБ Удмуртской Республики характеризуется большими объёмами торфа, в меньшей степени глинистого и карбонатного сырья, ещё меньше обеспеченность песками и песчано-гравийной смесью (далее - ПГС).

На территории Удмуртской Республики насчитываются 873 месторождения и 338 проявлений общераспространенных полезных ископаемых, всего - 1211. Они включают: 491 месторождение и 260 проявлений торфа (всего 751) и 382 месторождения и 78 проявлений строительных материалов (всего 460). По видам полезных ископаемых объекты строительных материалов включают:

14 объектов известняков на строительные камни;

48 объектов известняков для химической мелиорации почв;

113 объектов кирпичных глинистых пород;

21 объект керамзитовых глинистых пород;

1 объект глин для добавки к силикатной массе;

61 объект строительных песков;

1 объект песков-отощителей;

192 объекта песчано-гравийной смеси;

9 объектов грунтовых песчано-глинистых материалов.

По степени изученности участки недр группируются следующим образом: прошедших экспертизу ТКЗ насчитывается 119 месторождений, разведанных - 131, оцененных - 132 и 80 проявлений.

Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых Удмуртской Республики на 1 января 2013 года включает 491 участок недр: 395 месторождений и 96 проявлений. Это одно месторождение формовочных песков, одно месторождение флюсовых известняков и 460 месторождений и проявлений строительных материалов, а также 3 разрабатываемых месторождения торфа, 26 месторождений и проявлений сапропеля.

Основную роль в практической реализации программ развития МСБ и добывающей отрасли в целом, обеспечении социальных, экономических и других интересов населения, играет государственная система лицензирования.