Правовую основу подпрограммы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Подпрограмма является инструментом реализации в Удмуртской Республике государственной экологической политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности Удмуртской Республики в условиях развития реальных секторов экономики.
Подпрограмма учитывает основные положения и промежуточные результаты реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы в части обеспечения защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также приоритеты социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Одним из основных принципов обеспечения экологической безопасности в Удмуртской Республике остаётся принцип ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на всей территории.
Удмуртская Республика придерживается позиции, что региональные власти, которые несут ответственность за состояние природных ресурсов на их территории и отвечают перед населением за экологическое благополучие, должны быть наделены полномочиями, позволяющими реально регулировать эти вопросы. В первую очередь, к таким полномочиям относятся осуществление регионального государственного экологического надзора.
В 2013 году в рамках государственного экологического надзора проведено 370 проверок, по результатам которых государственными инспекторами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Минприроды УР) выявлено нарушений действующего законодательства и возбуждено 350 дел об административных правонарушениях, выдано 227 предписаний об устранении выявленных нарушений. Наложено денежных взысканий в виде административных штрафов за нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации на сумму 2 395,5 тыс. рублей.
Основными нарушениями в области государственного экологического надзора явились несоблюдение экологических требований по обращению с отходами; невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
По показателям осуществления регионального государственного экологического надзора в сравнении с 2012 годом: количество проведенных проверок возросло на 7%; сумма наложенных административных штрафов возросла на 33 %.
В настоящее время в России происходит процесс перехода от непреднамеренного к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой.
Повышение эффективности государственного регулирования ведения хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной среды и экологической безопасности в Удмуртской Республике должно базироваться на экологическом нормировании и контроле качества окружающей среды.
Переход к регулируемым отношениям требует создания новых экоинформационных технологий, во взаимосвязи реализующих процедуры мониторинга (наблюдения, контроля, анализа ситуации и прогноза) и принятия решения.
Осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды требует решения вопроса дооснащения лабораторий экоаналитического контроля современными компьютеризированными приборно-инструментальными средствами.
В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического надзора и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на предпроектной стадии. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия. Государственная экологическая экспертиза является наиболее эффективным управленческим инструментом рационального природопользования и охраны окружающей среды и служит гарантом в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.
За 2013 год Минприроды УР проведена государственная экологическая экспертиза 8 объектов регионального уровня, включая обосновывающие материалы к лицензиям на обращение с ломом цветных и черных металлов; проекты реконструкции автомобильных дорог, расположенных на землях ООПТ регионального значения; проект допустимых объёмов изъятия объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, в сезоне охоты 2013 - 2014 года на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него» Минприроды УР осуществляет выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. За 2013 год выдано 85 разрешений на выбросы хозяйствующим субъектам Удмуртской Республики.