Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 года № 330 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие транспортной системы Удмуртской Республики (2013 - 2015 годы)»

2.3.1. Характеристика состояния сферы реализации подпрограммы,
в том числе основные проблемы в указанной
сфере и прогноз ее развития


Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в Удмуртской Республике. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.

Ежегодно в Удмуртии в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 2 тысяч человек. На дорогах за последние семь лет погибли 95 детей в возрасте до 16 лет, травмированы 1 246 детей.

В 2013 году на дорогах Удмуртской Республики зарегистрировано 1520 дорожно-транспортных происшествий, в которых 258 участников дорожного движения погибли и 1774 получили травмы различной степени тяжести.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год назвал одной из актуальных задач развития страны.

За период с 2008 по 2013 годы в республике осуществлялась реализация ряда целевых программ: федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2008 - 2010 годы», республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2011 - 2013 годах».

Использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике. В ходе реализации программ основной акцент был сделан на такие важные направления, как предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование условий движения транспортных средств и повышение безопасности пешеходов. Активизировалась работа по обеспечению безопасности дорожного движения на муниципальном уровне.

Итогом реализации программных мероприятий стало сокращение в 2013 году (к уровню 2004 года) на 20,6 % числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В количественном выражении этот показатель снизился с 325 в 2004 году до 258 в 2013 году.

Сохраняется тенденция сокращения дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода. Количество происшествий, совершенных нетрезвыми водителями, в сравнении с 2004 годом сократилось в 3 раза, а количество погибших по вине данной категории лиц - в 3,3 раза.

Существенным результатом реализации федеральной и республиканских целевых программ стало начавшееся изменение отношения всех органов государственной власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики.

В рамках реализации программных мероприятий на аварийно-опасных участках улично-дорожной сети республики было построено 4353 п.м дорожных ограждений и 2596 п.м пешеходных ограждений.

На 13 перекрестках города Ижевска внедрен аппаратно-программный комплекс «Автоураган», позволяющий осуществлять контроль за дорожным движением без дополнительного привлечения сотрудников полиции. Следствием внедренных специальных технических средств стало сокращение почти в 2 раза количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с невыполнением требований сигналов светофора.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» за счет федерального бюджета было приобретено и поставлено в республику оборудование, с помощью которого модернизировано 42 светофорных объекта, включая оснащение светодиодными светофорами, современными управляющими контроллерами, табло обратного отсчета времени разрешающего сигнала.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, движение на дорогах республики остается небезопасным. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в республике - одна из самых высоких в Приволжском федеральном округе.

Состояние дорожно-транспортной аварийности в Удмуртской Республике в 2013 году характеризуется следующими факторами:

62 % дорожно-транспортных происшествий происходит на территории городов и населенных пунктов;

основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий, в частности, наезд на пешехода, доля которых составляет 36,1 % от всех дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, и столкновения транспортных средств, доля которых в общем массиве дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими составляет 32,6 %;

свыше половины (57 %) погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили лица в трудоспособном возрасте (20 - 45 лет);

зарегистрировано 147 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 7 детей и получили ранения 157 детей. 45,1% всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях - дети - пешеходы, 36% - пассажиры транспортных средств, 8,5% - велосипедисты, 10,4% - водители транспортных средств (скутеров);

6 из 7 погибших в дорожно-транспортных происшествиях детей участвовали в дорожном движении в качестве пассажира. Нарушение правил перевозки детей фиксируется при оформлении каждого второго дорожно-транспортного происшествия;

в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в таких дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших (81% от общего числа погибших и 87,5% от общего числа раненых);

основной причиной почти каждого четвертого дорожно-транспортного происшествия (24,3%), гибели и ранения каждого четвертого участника дорожного движения (23,3% и 24,6% соответственно) являлись недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.